University College London (UCL): выбор, поступление, зачисление, учеба

Личный опыт

Автор Forbes Russia Education
выпускница программы IB DP школы-пансиона St. Clare's Oxford (UK), студентка University College London (UK)
В сентябре 2020 года я начала обучение на программе бакалавриата History with a European Language в University College London (UCL). Основанный в 1826 году, UCL на данный момент входит в десятку лучших мировых университетов и в пятерку лучших университетов Великобритании по версии QS Global World Rankings 2021. Отучившись на программе почти год, хочу поделиться опытом поступления в университет в самый разгар пандемии и рассказать, почему я решила изучать историю именно в UCL.
Почему UCL

Смена образовательной траектории в сторону «Запада» у меня произошла за два года до поступления в University College London. Закончив десятый класс российской школы, я начала учиться по программе Международного Бакалавриата в школе-пансионе в городе Оксфорд. Первый год на IB я совмещала со школой-экстернатом в России —целью было получение российского аттестата. На момент выбора университета я уже определилась, что хочу получить зарубежное образование. Пищей для размышления было, скорее, определение целевых вузов и факультетов именно в Великобритании.

Вариант с отъездом в США у меня отпал достаточно быстро по нескольким причинам. Во-первых, круг интересующих меня предметов сузился до гуманитарных наук и языков достаточно рано. Я понимала, что смогу найти интересующую меня программу бакалавриата в Великобритании, не прибегая к системе Liberal Arts, которой знамениты Штаты. Во-вторых, не стоит недооценивать фактор расстояния между страной обучения и Родиной, семьей и домом. Знание того, что родные находятся лишь в четырех часах полета, нежели в двенадцати, может неплохо успокоить как родителей, так и самих детей-студентов. Даже несмотря на то, что два года в школе-пансионе привили мне самостоятельность, независимое проживание в университетском общежитии здорово научило меня ценить время, проведенное с семьей в России. Но тем фактором, который сдвинул чашу весов в пользу Великобритании, для меня стала возможность посетить дни открытых дверей университетов.

Увидеть университет вживую, а не только с обложки промо-брошюры, для меня было чрезвычайно важно. Даже самый элитный университет может запросто оттолкнуть своей атмосферой, качеством студенческой жизни или учебными зданиями. К счастью, с UCL у меня случилась «любовь с первого взгляда». Помимо удобного географического расположения в центральном районе Лондона Bloomsbury и высокого качества обширной инфраструктуры университета, меня зацепили искренний интерес профессоров в своем предмете и контентное наполнение программы. Все это дало мне понять, что UCL будет подходящим местом для того, чтобы провести в его стенах следующие четыре года.
Поступление в британский вуз после обучения на программе Международного Бакалавриата

Поступление в вузы в Великобритании осуществляется через единую систему UCAS (The Universities and Colleges Admission Service). Именно через нее школьники выбирают до пяти университетов или программ бакалавриата, которым отправляется мотивационное письмо, оценки и характеристика. Важность UCAS заключается в том, что на время всего процесса поступления (который от начала подготовки мотивационного письма до фактического зачисления в университет длится около года) эта система является основной платформой для коммуникации между приемными комиссиями и абитуриентами. В моей памяти очень хорошо отпечаталось то время, когда чуть ли не каждый одноклассник проверял свой личный кабинет UCAS ежечасно, ожидая ответа от университетов.

Помимо мотивационного письма, которое обязательно для всех школьников Великобритании, учащимся Международного Бакалавриата необходимы еще два слагаемых для успешного поступления в интересующий университет: общее количество итоговых баллов и набор определенной оценки (обычно 6 или 7 при максимальной 7) по предметам на углубленном уровне изучения (Higher Level subjects).

Помимо UCL, я поступала еще в четыре университета – King's College London, Edinburgh University, Exeter University и Oxford University. Получила офферы в каждый из них, за исключением Оксфорда, где мне отказали по итогам интервью.

После получения ответов от всех пяти университетов или программ, студент обязан оставить только два из них. Первым выбором (first/firm choice university) обычно становится тот университет, в который ученик хочет пройти больше всего, несмотря на его высокие требования. Второй университет (second/insurance/ safe choice university), требования которого обычно чуть ниже, становится запасным вариантом на случай, если ученик не сможет поступить в свой first choice.

В требования моей программы History with a European Language в UCL входили: 38 итоговых баллов, изучение истории и любого европейского языка на Higher Level, итоговые оценки по этим предметам не ниже 6, а также не ниже 18 баллов в сумме из оценок по всем трем Higher Level предметам. В King's College требования были слегка ниже – общее количество баллов должно было быть не ниже 36. По итогу, University College London cтал моим первым выбором, а King's College London – запасным.
Коррективы, которые внесла пандемия в процесс поступления

Когда в начале марта 2020 года страны одна за другой начали закрывать границы, я прилетела в Москву, будучи в полной уверенности, что через месяц вирус пойдет на спад, а я спокойно сдам экзамены и отмечу выпускной.

К концу месяца все мои надежды на нормальное окончание школы пали, а экзамены IB были официально отменены. Я была озадачена — как без экзаменов, решающих факторов в определении финальных баллов, будут оцениваться мои знания?

То лето стало самым эмоционально напряженным периодом в моей жизни. Когда организация IB выпустила финальные оценки, я не могла поверить своим глазам. По истории у меня стояла 5. В голове только одна мысль — «я не прохожу в UCL». Позднее я узнала, что в такую ситуацию попал чуть ли не каждый второй выпускник IB. У ребят с высокими прогнозируемыми баллами (predicted grades) они значительно упали, а многих учеников с баллами пониже ждал приятный сюрприз — они, наоборот, резко подскочили. Знания студентов IB подравняли, как по линейке.

После получения шокирующих новостей я сразу подалась на платную переоценку 5 по истории и 6 по французскому языку. Боясь худшего, даже начала всерьез задумываться о том, чтобы пропустить год или подаваться на другие факультеты и университеты через UCAS Clearing.

Переоценка длилась около трех недель, за которые я успела тысячу раз прокрутить в голове все варианты развития событий. В результате, мой балл по истории поднялся до 6, но балл по французскому остался прежним. Конечно, было обидно получить 6, когда стабильно получала 7, но главным было то, что я проходила в UCL.

Каково же было мое удивление, когда спустя еще месяц, моя оценка по французскому вдруг поднялась до 7! Организация IB самостоятельно провела повсеместную переоценку баллов – в этот раз не на деньги своих студентов, а из-за единогласного возмущения по всему миру.

Тех баллов, которые я получила после платной переоценки, хватило для зачисления в желаемый университет, и итоговая семерка по французскому была просто «для души». Многим другим ученикам, к сожалению, повезло меньше. Организация IB среагировала слишком поздно. Когда поменяли оценки, многие студенты уже получили отказ от своих first choice университетов, или сами не выдержали и отсрочили поступление на год.
Почему я выбрала исторический факультет

Пару лет назад я бы наверняка описала историю как непрекращающееся зазубривание дат, нескончаемые смены власти и войны. Тем не менее, на программе Международного Бакалавриата я начала изучать этот предмет углубленно, основываясь на том, что с ним можно поступить на большое количество гуманитарных факультетов.

К решению изучать историю в университете я пришла в конце первого года на IB. Меня очень вдохновил процесс написания развернутого эссе (extended essay) – тогда я впервые начала самостоятельно находить закономерности и простраивать причинно-следственные связи. Для меня стало очень важным осознание того, что без знания истории нельзя построить будущее и, что еще важнее, понять настоящее.

За первый год на историческом факультете UCL я не выучила ни одной даты и не решила ни одного исторического теста, зато на моем компьютере хранятся тысячи страниц исторических книг и публикаций, моих собственных заметок и эссе. Первокурсники проводят время за изучением больших тематических блоков, совершенствованием аналитических навыков и поиска своего стиля академического письма. Каждую неделю я совершенствую свои знания о различных направлениях истории, так как на наших онлайн-лекциях выступают профессора с самыми разными специализациями: от историков империй и права до историков медицины. Мой любимый модуль – история политической мысли на Западе, где мы читаем и обсуждаем труды главных политических философов: «Политика» Платона, «Левиафан» Томаса Гоббса и эссе «О Свободе» Джона Стюарта Милля. Историю я совмещаю с изучением французского языка в отношении 8:2, и очень надеюсь на то, что удастся поехать во Францию на третьем курсе.

Я никогда не подозревала, что настолько увлекусь историей. Но теперь мой первый год на историческом факультете UCL подходит к концу, и я знаю, что сделала правильный для себя выбор.
13 апреля / 2021

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ