«В MBA приходят за корочкой, а в AntiMBA — чтобы изменить мир»: как научиться менять себя и рынки

Интервью с идейным вдохновителем, CEO бизнес-академии VISION® Юрием Дроган

После того как американский предприниматель и основатель SpaceX Илон Маск усомнился в эффективности программ MBA, в мире резко возрос интерес к альтернативным программам обучения. О преимуществах одной из них мы поговорили с идейным вдохновителем, CEO бизнес-академии VISION®, бизнес-ангелом, серийным IT-предпринимателем Юрием Дроган.

    Как вы пришли к созданию своей программы — альтернативы MBA?

    Идея пришла, когда я учился на программе Executive MBA и мне было безумно скучно и жалко потраченного времени. На то было две причины.

    Во-первых, классический кейс-метод, который, возможно, был еще актуален 10 лет назад, сегодня уже мало кого вдохновляет. Людям нужен ответ на вопрос, как грамотно выстроить собственную бизнес-стратегию «от и до», конкретные фреймворки, а не прошлый чужой опыт на чужом рынке. Это очень большой труд — искать инсайты и из крупиц составлять план действий для своей компании.
    Фреймворк (с англ. framework — «каркас, структура») — инструмент, отвечающий на конкретный вопрос с помощью систематизации знаний и алгоритма преобразования этих знаний в последовательность действий.
    Фреймворк (с англ. framework — «каркас, структура») — инструмент, отвечающий на конкретный вопрос с помощью систематизации знаний и алгоритма преобразования этих знаний в последовательность действий.
    Во-вторых, материал MBA-программ описывал, как управлять большими неповоротливыми корпорациями, через бесконечное создание правил, описание и оптимизацию процессов. Я же хотел сделать из своей фирмы не бюрократизированную корпорацию, а быстрорастущую свободную компанию, подобную единорогам Кремниевой долины.

    К тому времени мы уже пять лет занимались тем, что импортировали методологии работы единорогов на российский рынок. Например, Airbnb тестирует 700 гипотез в неделю, а Amazon — больше 1200. В России же тест одной гипотезы может длиться от нескольких недель до года. Мы научили крупнейшие российские банки и корпорации тестировать десятки гипотез в неделю.

    Для этого мы собирали разные механики Кремниевой долины, тестировали их в России на стартапах и корпорациях и организовывали фреймворк, пока единый описанный процесс запуска команды роста не будет давать постоянный гарантированный результат. Так мы упаковали в пошаговые фреймворки Growth Hacking (быстрое тестирование гипотез), Jobs To Be Done (поиск новой ценности продукта или услуги), OKR* (постановка и достижение амбициозных целей вместо системы KPI)*.

    С этими компаниями на уровне формирования эффективных команд мы совершили прорыв на рынке. Но наши «выпускники» стали приходить и рассказывать, что все чаще встречаются с непониманием со стороны топ-менеджеров. Да, мы обучали топ-менеджеров на корпоративных тренингах, но отдельной открытой программы для них не было.

    Часто мы работали «вхолостую»: команды сталкивались с непониманием руководителей, которые живут в другом измерении и до сих пор перед запуском проекта используют силы Портера. Тут нет вины топ-менеджеров — MBA-образование учило их другому. Для бизнес-академии VISION® сейчас большой вызов — обучить сотни собственников и топ-менеджеров механикам быстрорастущих компаний, которые мы забрали у единорогов.
      На кого рассчитана программа AntiMBA?

      Только на топ-менеджеров (уровни «один» и «минус один») и собственников компаний, желающих создавать продукты, которые будут взрывать существующие рынки. Сейчас все понимают, что настало время перемен, когда нужно что-то придумывать и воплощать. В этих условиях программа AntiMBA нужна как никогда. В MBA приходят за корочкой (чтобы «подтянуть знания»), получить повышение, а в AntiMBA — чтобы изменить мир.

      Участники нашей программы работают в большом бизнесе, но хотят выйти из операционки и начать творить. Это не означает, что надо бросить текущий бизнес или работу. Мы будем фокусироваться на том, что необходимо делать, чтобы запустить кратный рост в существующем бизнесе.

      Сейчас время возможностей. Но не так, как было в 1990-х, когда можно было что-то приватизировать и жить с этого. В текущий момент надо создавать, чтобы, когда минует кризис, вы оказались первыми на рынке. У многих участников программы есть понимание, что остался последний шанс запрыгнуть в уходящий поезд и организовать свой быстрорастущий бизнес.

      Резюмирую: участники программы имеют огромный опыт, получили MBA, проходили разные бизнес-тренинги, они постоянно развиваются. Среди них много собственников и визионеров, которые хотят найти новую эволюционную цель для клиентов на рынке и применить ее для эволюции компании и себя.
      Кого вы не берете на программу?

      Мы не берем на программу владельцев продуктов, стартаперов, руководителей, у которых в подчинении 20–30 человек. Для нас важно совпадение трех факторов.

      Первый – понимание того, что вы хотите поменять. Это идея не в формате продукта, а в том, что вы видите несправедливость на рынке и хотите все изменить. Нет большой идеи? Мы за вас ее не придумаем. Упаковать большую идею в быстрорастущий бизнес можем, придумать ее за вас — нет.

      Второй — амбиции. Нам неинтересно давать эту программу тем, кто хочет вырасти на 20–30%. Только кратный рост. Нет больших амбиций — мы не возьмем вас на AntiMBA.

      Третий фактор — ресурсы. Наш клиент должен быть собранным, иметь связи, опыт, капитал, чтобы реализовать свои идеи. В большинстве случаев у участников программы есть текущий прибыльный бизнес.

      Для нас очень важно, чтобы на курсе не было случайных людей – все должны быть заряжены на одну задачу. В текущем потоке уже есть вице-президенты корпораций и собственники с миллиардными оборотами. Над идеями участников работают не только наши фреймворки, но и сильные соседи «по парте» и их связи.
      Как устроено обучение на AntiMBA?

      В течение полугода раз в месяц (на четыре дня) мы очно встречаемся в центре Москвы. Убираем во время обучения телефоны — как самый яркий символ операционки — и погружаемся в магию единорогов. Есть еще межмодульные онлайн-встречи с экспертами. В итоге за шесть месяцев мы упаковываем видение собственников и топ-менеджеров и ориентируем их на быстрорастущие компании.

      Но что же необходимо для такой компании? У нас есть чек-лист из семи пунктов, по которому мы и собирали программу AntiMBA.

      Во-первых, нужно уметь постоянно искать и находить низкоконкурентную нишу. Надо давать клиенту иную ценность, нежели самая низкая стоимость и большие скидки. Тут быстрый рост невозможен. На первом модуле программы AntiMBA мы вместе найдем нишу по авторскому фреймворку «Стратегический JTBD».

      Во-вторых, бизнес-модель способна к масштабированию. Надо относиться к бизнесу изначально как к экосистеме независимых продуктов, поставщиков и даже команд внутри. Это позволит управлять правилами и всегда быть над рынком. В первом модуле AntiMBA есть конструктор быстрорастущих бизнес-моделей — мы разбираемся, как создать экосистему.

      Обязательный элемент быстрорастущей компании — это Команда роста (Growth Team), которая непрерывно проводит эксперименты, чтобы постоянно искать новые возможности на рынке. Модуль «Маркетинг и продажи» научит тестировать 5+ гипотез в неделю даже для сложных B2B-продуктов. Вы поймете, как создать в компании культуру непрерывного экспериментирования.

      Далее необходимо понять, как управлять быстрорастущей компанией. Вертикальные иерархии и KPI не позволяют расти быстро. Система менеджмента должна быть сфокусированная на Change***, а не на Run**. Пришло время самоуправляемых команд и ежеквартальных амбициозных целей. Модуль «Менеджмент» в программе AntiMBA посвящен тому, как управлять изменениями с помощью OKR и бирюзовых организаций.

      Еще очень часто HR оказывается узким горлышком быстрорастущей компании. Слишком сложно нанимать персонал через один отдел. Оставьте HR поддерживающую функцию — команды сами будут набирать себе людей. Внедрите методологию HR Zero, которую мы изучим на пятом модуле.

      Что-то должно связывать всю эту быстрорастущую конструкцию. Тут не про логотип и цветовые схемы, а про смысл. Какую эволюционную цель преследует ваша компания? Что меняет в этом мире? На пятом модуле программы мы соберем бренд, основанный на смысле существования вашей компании и сотрудников в ней.

      И последний пункт быстрорастущей компании, но, наверное, самый важный. Чтобы найти энергию для быстрого роста внутри себя, надо ответить на главный вопрос: «Зачем вам все это? Зачем нужен этот нескончаемый стресс?» В программе AntiMBA есть фреймворк поиска ответа даже на этот вопрос. Актер, режиссер, доктор психологических наук Вадим Демчог в модуле «Самораскрытие» разберет вопрос «Роль топ-менеджера играет вами или вы играете роль топ-менеджера?». В первом случае вы отдаете энергию, во втором — вы подстраиваете роль и окружение «под себя», легко и играючи получаете желаемое, выстраиваете бизнес-процессы, отношения с командой, клиентами. У вас будет алгоритм того, как получить доступ к чистой энергии творчества.

      Таким образом, в программе AntiMBA мы собрали полный пазл, чтобы вы создали свою быстрорастущую компанию.
      В чем главное отличие AntiMBA от традиционной программы MBA?

      Несколько пунктов я уже назвал. У нас методологии только XXI века, сфокусированные на запуск быстрорастущих компаний. Мы больше про Change, чем про Run.

      Еще у нас не кейсовый метод преподавания, а фреймворки. Это не значит, что кейсов не будет. Их будет очень много, но не зарубежных, а российских — тех, которые мы наработали, подтверждающих эффективность наших фреймворков. У вас не будет возможности сказать, что они не работают на нашем рынке.

      На курсе почти нет лекций. Участники будут перетекать из воркшопа в воркшоп, получая и постигая единую терминологию и философию AntiMBA. Преподаватели не будут противоречить друг другу, потому что детально знают и дополняют материал другого.

      Кстати, у нас нет профессоров, только эксперты-практики, которые каждый день запускают команды по нашим методологиям.
      Складывается ощущение, что ваша программа не только для визионеров и чейнджеров, но и для лидеров.

      Лидерство, по моему мнению, вторично. Первична большая идея. Тем и прекрасны визионеры, что у них есть крутая идея по изменению мира и они являются ее невольными служителями. Объединяются не вокруг людей, а вокруг идей, которые они проповедуют. Мы прокачиваем лидерские качества не через то, чтобы люди толкались локтями, как на специализированных тренингах. Это очень токсичная история. Мы учим тому, как идею сделать понятной всем и амбициозной, это видение компании. Затем мы даем инструменты, чтобы сделать идею массовой. Инструмент популяризации идеи и есть быстрорастущая компания. Мир платит бизнесменам за то, что они его меняют. Чем амбициознее изменения, тем больше денег.
      Опишите программу AntiMBA тремя прилагательными.

      Программа реально «дерзкая». Дерзость прослеживается в каждом модуле. Например, менеджмент у нас — это не про иерархии, маркетинг умер, тестируем, просто тестируем. Бренд — это не про визуализацию, а про смысл. HR тоже не нужен, что видно из названия методологии HR Zero. А как вам то, что топ-менеджеров будет учить актер театра и кино Вадим Демчог?

      Следующее — «цельная». Каждый модуль — продолжение предыдущего. У нас единая терминология, чтобы все могли говорить на одном языке.

      И третье — «глубокая». Сейчас все ищут ответ на один вопрос: «А зачем мне вообще это все?» Бизнес-академия VISION® знает ответ и может объяснить, что вы меняете в мире. У нас есть алгоритм, как найти ценность и прийти к пониманию того, что компания не просто кирпичи таскает, а строит храм. Цель есть в каждом бизнесе, и осознание этой цели пронизывает маркетинг, HR, бренд и собственную мотивацию. Поэтому «глубина» для нас особенно важна.
      *KPI (от англ. key performance indicators — «ключевые показатели эффективности»), OKR (от англ. objectives and key results — «цели и ключевые результаты»)
      **Run — поддержка существующих бизнес-процессов и продуктовой линейки организации. Сотрудники с типом мышления Run работают по принятым нормам и стандартам, выполняют рутинные задачи для сохранения стабильного функционирования текущих бизнес-проектов.
      ***Change — своевременное реагирование на возникающие инновации в заданном сегменте бизнеса, старт новых проектов. Сотрудники с типом мышления Change анализируют рыночные тренды, вносят изменения в процессы через эксперименты и проверку гипотез.
      Бизнес-академии VISION®
      Сайт: vision.ru
      Почта: hi@vision.ru
      Телефон: +7 (499) 490-59-03

      #ИНФОРМАЦИОННАЯ_ПОДДЕРЖКА
      МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ