Каждый раз, когда я думаю о разных антиутопиях, они в буквальном смысле дают огромное количество сил. Как бы они ни были жестки, объемны, как, например, Замятинское «Мы» или Оруэловские вещи, они тем самым помогают нам отнестись к тому миру, в котором мы существуем, чтобы обрести в нем смыслы.
Была и «антиутопия», я ее так называю, шутя, которая прямо относится к миру образования. Эта антиутопия всем известна, но вряд ли кто-то ее так называл. Она называется «Недоросль». Это классическое произведение Д.И. Фонвизина. По сути дела, мы каждый раз сталкиваемся с тем, что в образовании любая закрытая система, а антиутопия высвечивает рентгеном риски закрытых систем, видит, что cамый большой риск — это образование, которое дает человеку возможность стать собой, дает ему возможность стать гражданином. Начинается разрыв.
Кого вы хотите подготовить в этой жизни: граждан или подданных? Как только вы даете ответ на этот вопрос, задается еще один вопрос: какое вам нужно образование? Я условно выделяю два локуса образования. Один — это педагогика, которую я называю «подобие». Другая педагогика — «бесподобие». Когда ребенок рождается на свет, когда он растет, всегда многие из нас говорят: «На кого ты похож?». Начинаем искать черты — на маму, на папу. Каждый раз, когда ребенок на кого-то похож, мы думаем, что он повторяет наш путь, наш облик в том числе, наш характер. Но ситуация чуть-чуть изменяется. Когда ваша дочь или ваш сын делают что-то уникальное, неповторимое, восхитительное, все вокруг и вы сами смотрите и говорите: «До чего же бесподобный ребенок!».
Когда школа нацелена на воспроизводство прошлого, когда школа является проявлением диктатуры прошлого, когда человек, который умеет критически мыслить, вызывает у школы резкую аллергию — это адаптивная школа в смысле подгонки под те или иные стереотипы. Это социализация должного. Это социализация нужного. Без норм не обойдешься. Если только нормы, если мы начинаем в буквальном смысле жить по учебникам и не работаем волшебниками, что получается тогда? Тогда получаются «Солдаты Урфин Джюса». Вы помните замечательное произведение А.М. Волкова, в котором все дети становятся на одно лицо? Самый большой риск образования, как и риск, описанный в утопиях — это риск обезличивания и унификации. Как только вам говорят: «Оденьтесь в одну форму. Читайте только один учебник», — появляется мир без выбора, а мы живем в мире, где огромное количество выборов. Образование строится по-разному. Либо образование, которое гасит личность, либо образование, которое видит в каждом талантливом человеке своего противника, либо образование, которое поддерживает личность и помогает ей отстоять себя в мире перемен.