Азиатский подход к ведению бизнеса кардинально отличается от привычного нам европейского или американского. Поэтому естественно, что у бизнес-школ региона своя специфика.
Во-первых, они часто включают в учебные планы дисциплины на стыке бизнеса и гуманитарных наук. Например, в Университете Фудань в планах программ для руководителей высшего звена можно увидеть такие курсы, как «Гуманистический менеджмент», «Философия менеджмента», «История и наследие». В Бизнес-школе Корейского университета (KUBS) также есть курсы по культуре, истории и корейской философии. А тайская Школа менеджмента Сасина (Sasin Graduate Institute of Business Administration) позиционирует себя как учебное заведение, которое готовит «гибких» студентов, интегрируя буддизм в учебные планы разных программ.
Во-вторых, программ по социальному предпринимательству и устойчивому развитию в азиатских школах управления заметно меньше, чем в западных. Это тоже местная особенность: азиатские учебные заведения только начинают развивать повестку ESG.
В-третьих, как уже отмечалось, азиатские школы во многом ориентированы на локальный спрос. Программы на английском языке встречаются в них значительно реже, чем в европейских учебных заведениях.
Согласно данным GMAC — организации, которая проводит международный вступительный экзамен в бизнес-школы, а также регулярно выпускает аналитические отчеты по бизнес-образованию в мире, — 98% заявок на программы делового администрирования в Азии подают жители региона. В Европе же только 24% всех заявок приходится на граждан европейских государств.
В-четвертых, в отличие от западных школ, азиатские редко выделяют лидерский трек в отдельный компонент программы. В последние годы, однако, ситуация меняется: ведущие управленческие школы региона разворачиваются в сторону лидерских дисциплин. Наряду с фокусом на изучение цифровизации и искусственного интеллекта в портфелях открытых программ появляются отдельные курсы по развитию лидерства для топ-менеджеров — со своей проработанной методологией и дизайном.
Каким бы непривычным ни казался нам азиатский подход к бизнес-образованию, Запад видит его сильные стороны и признает достижения. В ноябре 2023 года премию Thinkers 50 — «Оскар» в управленческом образовании —
получил президент корпорации Haier Чжан Жуйминь. Его отметили как создателя инновационной бизнес-модели, сочетающей в себе суть традиционной китайской культуры с современными западными концепциями ведения бизнеса. Чжан Жуйминь разработал собственную управленческую идеологию, получившую название RenDanHeYi. В ее основе, с одной стороны, — экономия за счет сокращения количества управленцев среднего звена, а с другой — поощрение инноваций, гибкости и готовности к риску.
Бизнес-школы — глобальные институции. Где бы они ни располагались, многие их характеристики схожи. Есть у них и свои особенности, но зависят они зачастую не от географии, а от ДНК школы, профессоров и программ, которые они реализуют. Однако у азиатских школ есть региональная специфика, и слушателям стоит учитывать это при выборе учебного заведения. В то же время школам из других регионов, в частности российским, имеет смысл присматриваться к опыту азиатских коллег, изучать их программы и перенимать некоторые черты. Особенно это актуально в свете разворота отечественного бизнеса на Восток.