Сочетание фундаментальных и практических знаний
С одной стороны, нам нельзя быть в образовании излишне академичными, оторванными от жизни — не все люди способны в одиночку разобраться, что делать с одними лишь фундаментальными знаниями. С другой стороны, ориентация исключительно на практическое применение навыков уже доказала свою несостоятельность. Сегодня ты маркетолог и освоил один тип рекламы, а завтра другой. А дальше рекламный рынок в корне изменился, и ты выпал из профессии. Фундаментальные науки — это крепкая основа, которая позволяет человеку сформировать свой взгляд на жизнь, понять устройство мира и приобрести умение учиться.
К счастью, сейчас в университетах студенты уже реже спрашивают, зачем им преподают предметы, выучив которые, нельзя тут же на этом знании заработать (например, историю средних веков или углубленный математический анализ). Однако запрос на практику не снижается и заранее предугадать, что пригодится в дальнейшей работе, очень сложно: некоторые курсы могут быть полезны прямо сейчас, другие — только через 10 или 20 лет, какие-то, может быть, никогда не пригодятся (хотя могли бы, если бы мир развивался по-другому). В 1970-х и 1980-х годах, например, исследовательские работы по нейронным сетям писались энтузиастами «в стол», а сейчас это передний край IT-индустрии.
Удачное сочетание теории и практики мы нашли, создавая факультет компьютерных наук в НИУ ВШЭ, куда сейчас поступают одни из самых сильных абитуриентов в стране. На ФКН фактически реализована модель обучения «2+2+2», когда в течение двух первых лет осваивается фундаментальная база, затем другая специализация, а следом (в магистратуре) — третья, или проходит углубленное обучение по уже выбранной траектории. Такое постоянное, но изменчивое образование помогает адаптироваться к меняющемуся профессиональному ландшафту. Например, за два года в Яндексе спрос на продакт-менеджеров увеличился на 260%, хотя ещё несколько лет назад эта профессия была не так популярна.