4 принципа создания образовательных программ, сервисов и технологий

Опыт Яндекса

АВТОР:
Елена Бунина
Forbes Education Contributor
Генеральный директор Яндекса в России, доктор физико-математических наук, преподаватель

Мы живем в сложно устроенном мире. Идут большие перемены в обществе и экономике, появляются новые технологии, а темп жизни ускоряется. При этом всё вокруг нестабильно и мало предсказуемо — 2020 год дал нам шанс в этом убедиться.

Во все времена к новым условиям лучше других адаптировались образованные люди. И дело здесь даже не в наличии формальной «корочки», а в том, что хорошее образование всегда помогает в практической жизни. В наше время очень важно уметь искать и грамотно фильтровать информацию, критически мыслить и принимать взвешенные решения — даже с учетом меняющихся на лету условий.

Каким должно быть образование в этот непредсказуемый период? Наверняка сказать сложно. Это всегда путь экспериментов и ошибок, где результат становится понятен далеко не сразу. Сейчас огромные национальные системы образования вынуждены постоянно перестраиваться, а перспективные, на первый взгляд, стартапы не всегда могут распознать реальные запросы людей и адаптироваться к ним. Мы знаем об этом не в теории: Яндекс занимается образованием уже 13 лет и создал за эти годы несколько десятков коммерческих и общедоступных образовательных программ, сервисов и технологий. Опыт многих по-настоящему успешных проектов и работа над ошибками позволили нам сформулировать несколько универсальных принципов, помогающих оставаться актуальными.



Базовый принцип

Мы убеждены, что суть и смысл образования состоит в передаче знаний и опыта одного человека — другому. Именно эту составляющую образования не заменит ни один алгоритм, робот или технология. Потому что машина, какой бы полезной и совершенной ни была, сама по себе в данном случае ценности не имеет — она лишь помогает человеку сделать образование доступным и увлекательным. А увлечь и мотивировать может только работа с наставником. Все пока еще понимают, что ни один онлайн-тренажер не заменит полностью человеческого общения, тем более — разговора с любимым учителем.


Фокус на человека (гуманистичность)

Чтобы учёба была эффективной, нужна определенная среда: гуманная, комфортная и увлекающая. Такая, чтобы человек занимался с удовольствием, а не через силу; чтобы она мотивировала его делать что-то дальше, ставить цели и достигать их.

Подобная среда складывается благодаря нескольким условиям. Во-первых, в ней должен быть минимум обязательных простых правил и максимум свободы за их пределами. Во-вторых, нужно сделать всё возможное, чтобы люди учились с удовольствием. И, в-третьих, важно поощрять успехи, а не наказывать за ошибки.

Приведу здесь, может быть, не самый очевидный, но мой любимый пример про Школу анализа данных (ШАД). Любимый — потому что именно с ШАДа начались наши образовательные проекты, и именно из ШАДа в Яндекс пришло много прекрасных и талантливых людей.
Школа анализа данных: первая в России двухгодичная программа уровня ведущих магистратур мира. Она была создана в 2007 году для студентов и выпускников вузов, которые хотят стать специалистами по data science или архитекторами систем хранения и обработки больших данных.
Школа анализа данных: первая в России двухгодичная программа уровня ведущих магистратур мира. Она была создана в 2007 году для студентов и выпускников вузов, которые хотят стать специалистами по data science или архитекторами систем хранения и обработки больших данных.
Там очень непростые вступительные испытания, сложная и насыщенная программа, и до конца доходят далеко не все. Но при этом есть много свободы и всего пара тех самых простых правил, которые поддерживают тонус среды. Одно из них — абсолютная строгость дедлайнов. Ты просто технически не можешь загрузить в систему свою работу после определенного времени. Для нас это не какой-то формализм, а уважение к преподавателям и условие их комфортной работы наравне с учениками.

Или возьмем Яндекс.Учебник. Учитель может самостоятельно делать из большой библиотеки интерактивные домашние задания, отслеживать прогресс учеников, общаться с ребятами и быстро готовиться к урокам. Нам было важно сделать так, чтобы домашняя работа помогала детям понять и закрепить материал прямо во время ее выполнения. Ведь как было раньше? Ученик сдавал тетрадь и через неделю получал результат со своими ошибками. В Яндекс.Учебнике он может сделать задание, сразу увидеть, что ошибся, и самостоятельно исправиться. Система фактически построена таким образом, чтобы постоянно напоминать простую мысль: «Не переживай, ошибаться не страшно. Попробуй еще раз и всё получится».

И это действительно работает: мы регулярно замеряем образовательные результаты тех, кто занимается на Яндекс.Учебнике, и эти результаты нас радуют. Но еще важнее для меня, что ребята постепенно начинают больше любить сами предметы. Не так давно мы провели совместное исследование с НИУ ВШЭ и оказалось, что дети, которые учились с помощью Яндекс.Учебника, начали считать русский язык и математику более полезными предметами. А их результаты выросли на 16-18%.


Самостоятельный и осознанный выбор

Современное образование должно поощрять самостоятельность: очень важно, чтобы человек мог легко выбирать свое образование, и ему было по-настоящему интересно. А умение выявлять и анализировать альтернативы — вообще суперспособность в современной жизни, и нужно прокачивать ее с детства.

При этом я считаю, что делать новый образовательный выбор никогда не поздно. Мы стремимся к тому, чтобы люди с любым прошлым опытом и в любом возрасте могли получить образование, которое улучшит качество их жизни, сделает их счастливыми. Многие сталкиваются с различными трудностями в обучении: например, студентам может быть тяжело совмещать очное образование с работой, а тем, кто много лет строил свою карьеру в одной сфере, может быть страшно переходить в абсолютно новый незнакомый мир. Чтобы помочь людям из совершенно разных профессиональных областей освоить новые цифровые профессии, мы создали онлайн-сервис Яндекс.Практикум.

Сейчас в Яндекс.Практикуме учатся тысячи студентов — многие пришли из профессий, даже близко не связанных с ИТ (например, из сферы обслуживания или работы на производстве). Чаще всего они хотят освоить те навыки, которые нужны для перехода в новую профессию — 50% слушателей приходят с запросом на изменение карьерного пути. А некоторые, например, маркетологи — стремятся расширить свой «образовательный контур», получить смежные с текущей профессиональной областью знания. Например, чтобы эффективнее взаимодействовать с программистами или лучше понимать, как изнутри устроены цифровые продукты.

Идея осознанного выбора и мотивации в Яндекс.Практикуме реализована очень просто: любой курс можно попробовать бесплатно. Нам не жалко, чтобы люди попробовали, поучились и решили, что, например, программирование или дизайн — не их путь. Поэтому у тех, кто остается, дальше отличные результаты: 70% студентов завершают начатый курс и применяют полученные знания на практике. И 70% от завершивших трудоустраиваются по новой специальности в первые 6–8 недель после выпуска.


Сочетание фундаментальных и практических знаний

С одной стороны, нам нельзя быть в образовании излишне академичными, оторванными от жизни — не все люди способны в одиночку разобраться, что делать с одними лишь фундаментальными знаниями. С другой стороны, ориентация исключительно на практическое применение навыков уже доказала свою несостоятельность. Сегодня ты маркетолог и освоил один тип рекламы, а завтра другой. А дальше рекламный рынок в корне изменился, и ты выпал из профессии. Фундаментальные науки — это крепкая основа, которая позволяет человеку сформировать свой взгляд на жизнь, понять устройство мира и приобрести умение учиться.

К счастью, сейчас в университетах студенты уже реже спрашивают, зачем им преподают предметы, выучив которые, нельзя тут же на этом знании заработать (например, историю средних веков или углубленный математический анализ). Однако запрос на практику не снижается и заранее предугадать, что пригодится в дальнейшей работе, очень сложно: некоторые курсы могут быть полезны прямо сейчас, другие — только через 10 или 20 лет, какие-то, может быть, никогда не пригодятся (хотя могли бы, если бы мир развивался по-другому). В 1970-х и 1980-х годах, например, исследовательские работы по нейронным сетям писались энтузиастами «в стол», а сейчас это передний край IT-индустрии.

Удачное сочетание теории и практики мы нашли, создавая факультет компьютерных наук в НИУ ВШЭ, куда сейчас поступают одни из самых сильных абитуриентов в стране. На ФКН фактически реализована модель обучения «2+2+2», когда в течение двух первых лет осваивается фундаментальная база, затем другая специализация, а следом (в магистратуре) — третья, или проходит углубленное обучение по уже выбранной траектории. Такое постоянное, но изменчивое образование помогает адаптироваться к меняющемуся профессиональному ландшафту. Например, за два года в Яндексе спрос на продакт-менеджеров увеличился на 260%, хотя ещё несколько лет назад эта профессия была не так популярна.


Вместо заключения

Принципы Яндекса в образовании — это не универсальная схема. Пожалуй, это то главное, в чём мы можем быть точно уверены, подтвердив свои гипотезы на практике. В остальном образование остается бесконечным полем для самых разных экспериментов. И к счастью, у нас есть огромное образовательное сообщество, способное на самые смелые идеи и прорывы. Главное, не останавливаться.


12 января / 2021
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ