Новые образовательные форматы: цифровые технологии в питерском Политехе

Цифровые технологии все больше внедряются в систему высшего образования. Вузы намеренно или вынужденно меняют свои стратегии развития, подстраивая их под тренды цифровизации, реализуют новые программы, сочетая онлайн и офлайн, в зависимости от направления подготовки и специализации, формируют пул цифровых компетенций, с которыми студенты должны обязательно выпуститься из университета. Таковы требования современности.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого не исключение: здесь внедрение цифровых технологий в образовательную деятельность – первоочередная задача на всех уровнях подготовки. СПбПУ входит в список участников программы "Приоритет-2030", и благодаря государственной поддержке реализует стратегию, направленную на развитие инноваций.

Мы поговорили с Еленой Разинкиной, проректором по образовательной деятельности, Владимиром Щепининым, директором ИМПЭиТ, Ольгой Калининой, директором Высшей школы производственного менеджмента, Марией Врублевской, начальником Управления стратегического планирования и программ развития, чтобы выяснить, как и какие цифровые компетенции в Политехе развивают у студентов в первую очередь, есть ли преимущества у онлайн-обучения в магистратуре, с какими минусами можно встретиться при реализации совместных программ, а также каким образом СПбПУ готовит молодые кадры.
Елена Разинкина, проректор по образовательной деятельности
Какие цифровые компетенции вы считаете ключевыми для своих студентов?

Е.Р.: На мой взгляд, в вузе развитие цифровых компетенций должно зависеть как от уровня образования, так и от направления подготовки. В Политехе формирование цифровых компетенций закреплено как обязательный результат освоения всех образовательных программ. К компетенциям начального уровня можно отнести способность к самоопределению в цифровой среде: знания, умения и навыки, связанные с цифровой гигиеной, цифровой этикой, коммуникативной, технической и потребительской безопасностью, Интернетом вещей, XR, основами обработки и анализа данных.

Если же говорить про конкретные направления подготовки (специальности), то цифровые компетенции, в основном, должны определять способность личности работать с большими массивами структурированной и неструктурированной информации (Big Data) и включать такие понятия, как искусственный интеллект, машинное обучение, нейронные сети, базы данных, основы языка R.

Дальше уже идут профессиональные компетенции предметно-ориентированные и востребованные в конкретной направленности подготовки. В качестве ключевых цифровых компетенций здесь можно выделить: цифровой системный инжиниринг, кибербезопасность, цифровое моделирование, аналитику данных, алгоритмизацию и принятие решений, программирование.
Какие цифровые компетенции вы считаете ключевыми для своих студентов?

Е.Р.: На мой взгляд, в вузе развитие цифровых компетенций должно зависеть как от уровня образования, так и от направления подготовки. В Политехе формирование цифровых компетенций закреплено как обязательный результат освоения всех образовательных программ. К компетенциям начального уровня можно отнести способность к самоопределению в цифровой среде: знания, умения и навыки, связанные с цифровой гигиеной, цифровой этикой, коммуникативной, технической и потребительской безопасностью, Интернетом вещей, XR, основами обработки и анализа данных.

Если же говорить про конкретные направления подготовки (специальности), то цифровые компетенции, в основном, должны определять способность личности работать с большими массивами структурированной и неструктурированной информации (Big Data) и включать такие понятия, как искусственный интеллект, машинное обучение, нейронные сети, базы данных, основы языка R.

Дальше уже идут профессиональные компетенции предметно-ориентированные и востребованные в конкретной направленности подготовки. В качестве ключевых цифровых компетенций здесь можно выделить: цифровой системный инжиниринг, кибербезопасность, цифровое моделирование, аналитику данных, алгоритмизацию и принятие решений, программирование.
Елена Разинкина, проректор по образовательной деятельности
В чем особенности реализации проекта «Цифровые кафедры» в СПбПУ?

Е.Р.: Программы профессиональной переподготовки, разработанные и реализуемые в рамках проекта «Цифровые кафедры», позволяют студентам на бесплатной основе значительно расширить свои компетенции, приобрести новую квалификацию в области информационных технологий. Для набора в 2022 году было запущено семь программ: Архитектор информационных систем; ИТ-консалтинг; Основы управления цифровыми проектами; Программирование для BIM-платформ; Разработчик прикладного ПО на языке Python; Системное и сетевое администрирование Linux; Управление цифровыми продуктами для потребностей бизнеса.

Обучение проходит в смешанном формате: лекционный материал в онлайне, выполнение и разбор практических занятий в виде вебинаров с привлечением работников организаций реального сектора экономики и экспертов-практиков ИТ-сферы в качестве преподавателей, совместные вебинары с практиками из ИТ-сферы, стажировки и практики в профильной сфере. Среди партнеров из сферы информационных технологий VK-групп (ООО «Мэйл.Ру»), ПАО «Ростелеком», ООО «Сигма» и другие.

На выходе студенты получат диплом о профессиональной переподготовке.
Первые студенты уже начали учиться на онлайн-программе магистратуры «Управление конкурентоспособностью бизнеса», созданной совместно с Skillbox. Что поспособствовало открытию образовательной программы совместно с коммерческим партнером? Какие цели вы преследовали?

Е.Р.: Пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в процессы практически любого вида хозяйственно-экономической деятельности на территории нашей страны и во всем мире. Это отрицательно сказалось на многих отраслях экономики, но послужило своего рода катализатором, движущей силой развития онлайн-образования в 2020-2022 годах. Цифровизация экономики, масштабное внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства также делает все более актуальным получение высшего образования в цифровом, онлайн-формате. Вместе с одним из лидеров российского рынка EdTech мы создали пилотную программу, в которой получилось совместить университетскую подготовку с практикой, построить обучение на реальных кейсах и реализованных проектах.
Владимир Щепинин, директор ИМПЭиТ
Сколько студентов подало заявления на обучение в этом году? Сколько из них прошли отбор и начали обучение?

В.Щ.: В этом году заявлений было подано достаточно много, требовалось пройти конкурсные испытания в виде междисциплинарного экзамена в форме онлайн-тестирования. В итоге мы набрали группу 12 человек. Вне зависимости от формата обучения, на наш взгляд, оптимальное количество студентов в магистерской группе – до 15 человек, так как обучение в малых группах позволяет качественно проводить практические занятия в форме проектной работы, интерактивных семинаров и воркшопов.
Сколько студентов подало заявления на обучение в этом году? Сколько из них прошли отбор и начали обучение?

В.Щ.: В этом году заявлений было подано достаточно много, требовалось пройти конкурсные испытания в виде междисциплинарного экзамена в форме онлайн-тестирования. В итоге мы набрали группу 12 человек. Вне зависимости от формата обучения, на наш взгляд, оптимальное количество студентов в магистерской группе – до 15 человек, так как обучение в малых группах позволяет качественно проводить практические занятия в форме проектной работы, интерактивных семинаров и воркшопов.
Владимир Щепинин, директор ИМПЭиТ
В чем преимущество обучения в онлайн-формате именно на этом направлении?

В.Щ.: Конечно, существуют определенные профессии, обучение на которых должно происходить преимущественно в очном формате, к примеру, в медицинской сфере. Однако сферы управления и бизнеса дают возможность обучаться и получать соответствующие теоретические знания, практические навыки и опыт профессии в цифровом режиме.

В этой связи наибольшую актуальность приобретает онлайн-магистратура по менеджменту – цифровая магистратура в вузе, по успешному завершению которой студент получает диплом, идентичной обычной магистратуре, с таким же сроком обучения по очной форме два года. Вы можете учиться откуда угодно, учеба не станет помехой для продолжения реализации в карьере или предпринимательства.
Ольга Калинина, директор Высшей школы производственного менеджмента
Какие инструменты и подходы помогут повысить мотивацию участников к обучению?

О.К.: Студентов на протяжении всего обучения сопровождает куратор и оказывает организационную и методическую поддержку в онлайн-формате. Также в начале обучения на программе проводится тренинг по командообразованию, который помогает студентам, находящимся в разных географических зонах, познакомиться друг с другом, сформулировать единые цели и задачи обучения. Другими словами, мы используем определенные инструменты, которые позволят усилить общение в онлайн-формате между обучающимися.
Какие инструменты и подходы помогут повысить мотивацию участников к обучению?

О.К.: Студентов на протяжении всего обучения сопровождает куратор и оказывает организационную и методическую поддержку в онлайн-формате. Также в начале обучения на программе проводится тренинг по командообразованию, который помогает студентам, находящимся в разных географических зонах, познакомиться друг с другом, сформулировать единые цели и задачи обучения. Другими словами, мы используем определенные инструменты, которые позволят усилить общение в онлайн-формате между обучающимися.
Ольга Калинина, директор Высшей школы производственного менеджмента
Кто проводит занятия на курсе? Это только эксперты из Политеха или внешние спикеры тоже привлекаются?

О.К.: Мы используем сочетание академической вузовской подготовки, когда базовые дисциплины ведут преподаватели университета, и так называемой бизнес-подготовки – часть специальных дисциплин читают приглашенные преподаватели-практики, представители бизнеса. Причем, как со стороны Политехнического университета, так и со стороны компании Skillbox. В этом году приглашенными преподавателями на программе выступают генеральный директор коммуникационного агентства, эксперт-маркетолог в области развития ассортимента на B2B-рынках, инвестиционный директор и директор по бизнес-развитию компании. Причем помимо чтения лекций, приглашенные преподаватели разбирают на практических занятиях свои бизнес-кейсы и реальные проекты компаний.
Есть ли у студентов возможность применить полученные знания на практике в реальных компаниях?

О.К.: Безусловно. Наша магистерская программа построена таким образом, что исследовательские работы и часть практических заданий выполняются на основании реальных бизнес-задач, которые предоставляют компании. В ходе семестра наши магистры изучают проблематику и находят решения поставленной задачи. В конце семестра проходит онлайн-защита проектов.
Какие минусы вы видите во взаимодействии с крупными EdTech-платформами?

О.К.: Отмечу такой фактор, как «зависимость». Образовательный процесс в вузе представляет собой четко выстроенные регламентированные процедуры проведения учебных занятий, выполнения самостоятельной работы студентами, сдачи промежуточной и итоговой аттестации, поэтому образовательный партнер должен в определенном смысле подстраиваться под заданный вузом график, а мы должны иметь хорошую коммуникативную связь и согласовывать все наши действия с образовательным партнером, в частности, по выстраиванию расписания, датам и времени проведения промежуточной аттестации.
Набор на программу прошел успешно – будет ли Политех масштабировать опыт совместных онлайн-магистратур?

Е.Р.: Да, мы планируем со следующего учебного года, помимо дальнейшего развития программы по «Менеджменту», запуск онлайн-магистратур и в других образовательных направлениях (в частности, «Экономика», «Технология транспортных процессов»), в том числе совместно с образовательными партнерами.
Мария Врублевская, начальник Управления стратегического планирования и программ развития
Обучение студентов – ключевой функционал университета, но нельзя забывать и о сотрудниках. СПбПУ запустил собственную образовательно-мотивационную программу «ПолиШкола». В чем основная идея этой инициативы?

М.В.: В новой программе развития Политеха кадрам мы уделяем особое внимание, считаем наших молодых сотрудников драйвером нашего роста. Мы поддерживаем самообразование сотрудников, их всестороннее развитие и желание постоянно повышать квалификацию. В этом году при поддержке программы «Приоритет-2030» наши сотрудники проходили обучение в различных организациях. Но одна из центральных наших инициатив – это открытие собственной ПолиШколы – программы для сотрудников, неравнодушных к будущему Политеха, желающим проявить себя и предложить проекты институциональных изменений для нашего университета. Мы обратились к нашим сотрудникам: «Если вас заботит будущее Политеха, если вы хотите менять университет и меняться сами, то приходите к нам. Мы научим это делать, расскажем об успехах и сложностях реализации проектов». И к нам пришли на отбор около 70 человек. Из них мы отобрали больше 50. Обладателям особенно выраженных лидерских качеств позволили даже привести свою команду.
Обучение студентов – ключевой функционал университета, но нельзя забывать и о сотрудниках. СПбПУ запустил собственную образовательно-мотивационную программу «ПолиШкола». В чем основная идея этой инициативы?

М.В.: В новой программе развития Политеха кадрам мы уделяем особое внимание, считаем наших молодых сотрудников драйвером нашего роста. Мы поддерживаем самообразование сотрудников, их всестороннее развитие и желание постоянно повышать квалификацию. В этом году при поддержке программы «Приоритет-2030» наши сотрудники проходили обучение в различных организациях. Но одна из центральных наших инициатив – это открытие собственной ПолиШколы – программы для сотрудников, неравнодушных к будущему Политеха, желающим проявить себя и предложить проекты институциональных изменений для нашего университета. Мы обратились к нашим сотрудникам: «Если вас заботит будущее Политеха, если вы хотите менять университет и меняться сами, то приходите к нам. Мы научим это делать, расскажем об успехах и сложностях реализации проектов». И к нам пришли на отбор около 70 человек. Из них мы отобрали больше 50. Обладателям особенно выраженных лидерских качеств позволили даже привести свою команду.
Мария Врублевская, начальник Управления стратегического планирования и программ развития
Сколько длится программа и как построено обучение?

М.В.: Программа продлится три месяца, в течение которых 50 ее участников создадут реальные проекты. Наиболее эффективные из них войдут в дорожную карту программы развития Политеха на 2023 год. Наша цель – научить студентов и молодых специалистов организовывать новую деятельность в вузе: они узнают обо всех тонкостях реализации инициатив внутри университета, эксперты расскажут, как правильно подойти к выбору темы проекта, оценить его реальную пользу, выстроить поэтапный план, составить смету, определить возврат на инвестиции и написать грамотный отчет. Более того, они получат инструменты для поиска финансирования, дельные советы о том, как победить бюрократию и другие лайфхаки для достижения эффективности проектов.

Своим опытом уже поделились признанные эксперты. Могу упомянуть, например, вице-президента НИУ ВШЭ Ирину Карелину, проректора по цифровой трансформации СПбПУ Алексея Боровкова, проректора по научной работе МФТИ Виталия Багана, директора института радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ Илью Обабкова, братьев Мухиных из СПбПУ и НИУ ВШЭ.

Формат программы предусматривает лекции, практикумы, деловые игры и специальные сессии для профилактики выгорания и заботы о здоровье.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого включает в себя 12 базовых институтов, институт дополнительного образования, комплекс научно-исследовательских подразделений, научно-образовательные центры, ряд специализированных научно-производственных структур, спортивный комплекс и базы отдыха.

Университет выпускает инженеров, экономистов, менеджеров по 71 направлению бакалавриата и магистратуры, а также по 27 направлениям аспирантуры. В профессорско-преподавательский состав входит 25 академиков и членов-корреспондентов РАН, свыше 500 профессоров, докторов наук.

В 2013 году университет вошёл в число участников программы повышения конкурентоспособности ведущих вузов «5-100». В 2021 году стал участником государственной программы «Приоритет-2030», которая ставит своей целью поддержку университетов-лидеров в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу.

#ИНФОРМАЦИОННАЯ_ПОДДЕРЖКА
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ