Для развития эстетического интеллекта ребенка существует много разных тактик, но начинать стоит с фундамента ― создайте эстетичное окружение дома. Хорошо, когда дети растут в атмосфере, вызывающей приятные эстетические переживания, и могут дотянуться до искусства и культуры, просто добравшись до книжной полки или посмотрев на картину, висящую на стене.
Вне дома за эстетическое развитие ребенка ответственность несут и родители, и педагоги. Если в детском саду и школе заботятся о том, чтобы развивать творческое мышление подопечных ― прекрасно, но лучше, чтобы это был непрерывный процесс, который не заканчивается за порогом общеобразовательных учреждений. Главное ― ничего не навязывать через силу и наблюдать, что искренне нравится ребенку, и поддерживать его в этом.
Есть достаточно простые активности, которые родители и учителя могут взять на заметку, чтобы помочь сделать развитие эстетического интеллекта естественной составляющей жизни ребенка.
Разговоры о прекрасном. Мотивируйте ребенка проговаривать его переживания от иллюстраций в книге, музыки, фотографии, заката или экспоната в музее. Задавайте вопросы и внимательно слушайте, дайте почувствовать, что вам важно его мнение. Например, спросите, почему художник поместил на холст тот или иной объект. Это помогает учиться понимать и выражать чувства и формирует уверенность в выражении своего мнения.
Переустройство пространства. Предложите ребенку улучшить или украсить какой-то предмет, который есть у вас дома, или его комнату в целом. Выслушайте и обсудите его идеи и помогите воплотить их в жизнь, но не делайте работу за него. Это способствует развитию воображения и закрепляет позитивный опыт творчества как силы, преображающей мир.
Игра в каракули. Нарисуйте произвольную линию, а потом предложите ребенку превратить ее в полноценный рисунок. Или рисуйте по очереди, чтобы создать общую работу. Это одновременно развивает критическое мышление, способность работать вместе и сближает вас.
Ассоциации. Ребенок может быть еще не знаком с концепцией ассоциаций и растеряться, если напрямую попросить назвать их к какому-либо предмету. А, между тем, это очень полезный способ развивать умение анализировать. Однако есть простой выход: попросить назвать сходства и различия между двумя предметами. Например, между двумя картинами, картиной и скульптурой или домами разных архитектурных стилей, стоящими по соседству.
Создание мудбордов. Возьмите журналы, которые не жалко порезать, или предложите ребенку сделать подборку картинок из интернета на какую-то тему. Это может быть что-то более абстрактное, например, весна или радость, или очень конкретная и прикладная вещь ― комната его мечты или любимая бабушка. Отлично, если получится потом использовать этот мудборд, чтобы действительно преобразить комнату ребенка или на основе собранного материала предложить нарисовать открытку на день рождения бабушки. Так у ребенка появится опыт собственного творческого проекта.