Как врачам необходимо непрерывное медицинское образование, так и людям, занятым созданием, развитием и управлением, необходимо бизнес-образование, считает Всеволод Крылов, директор по развитию Стокгольмской школы экономики в России. Он добавляет, что высшим руководителям оно «поможет завести новые связи и расширить представление о функционировании сложных систем», руководству среднего звена – «более эффективно выстраивать рабочие процессы и с меньшими затратами» для достижения результата, а простым сотрудникам «даст возможность заглянуть в тайну управления и принятия решений и, возможно, сподвигнет расти дальше и приносить ещё больше пользы организации».
Ярослав Павлов, ректор Бизнес-школы ИМИСП, предлагает разделять обучающихся по запросам на три большие группы слушателей. Первая – студенты, которые «потеряли опору под ногами и не понимают, как двигаться дальше». Для них важны не только конкретные инструменты, практики и кейсы, но и общее, широкое фундаментальное развитие. «Часть этой аудитории, – рассказывает Павлов, – идет на программы уровня МВА/ЕМВА. Это особенно характерно в тех случаях, когда внешний кризис наложился на внутренний кризис конкретного руководителя. Если задача решить проблему здесь и сейчас, руководители идут вместе с командами на открытые стратегические практикумы». О том же говорит и Александр Ким: «Образование — это также поддержка и наставничество. Оно может стать источником ресурса, когда кажется, что становится слишком сложно справляться с навалившейся ответственностью».
Вторая группа студентов, по мнению Павлова, – это те, кто «столкнулся с необходимостью найти новую бизнес-модель из-за изменения внешней среды». Причем речь идет не только о негативной мотивации (необходимость спасать организацию), но и позитивной – появляется возможность реализовать новые амбиции, которые раньше нельзя было даже представить. «В этой ситуации работа с преподавателями-практиками, которые имеют широкое видение и могут им поделиться, несет большую пользу. Не менее значимо становится близкое регулярное общение с однокурсниками, которые руководят и владеют бизнесами из разных отраслей».
К слову, в этой мотивации Мясоедов видит потенциал для российского бизнес-образования: «В сегодняшней экономике на первый план выходят средние и крупные отечественные компании, в течение десятилетий находившиеся в тени гигантов бизнеса. Их руководители, собственники, лидеры, персонал, сталкиваясь с острой необходимостью освоения новых рыночных ниш, создают для отечественных бизнес-школ и бизнес-образования масштабный рыночный спрос на десятилетия».
Наконец, третью группу, которую выделяет Павлов, можно условно назвать визионерской. «Это люди, которые стремятся вникнуть в суть вещей и транслировать свою экспертность и опыт другим. Они чаще всего идут на программы уровня DBA. Их в России немного, но они дают совершенно другой опыт обучения. Например, в ИМИСП участники программы DBA погружаются в такие темы, как антропология и когнитивистика, чтобы не только уметь применять существующие инструменты, но и разрабатывать инструменты самим», – рассказывает ректор.
Однако какой бы ни была мотивация, главное, что она есть. Это может показаться странным, но зачастую на бизнес-программы попадают не по своей воле. «Нам часто приходится сталкиваться с горе-слушателями, которых работодатель отправил на обучение, оплатил его, но им «некогда» заниматься учебой», – делится Алла Канке, директор Высшей школы бизнеса Государственного университета управления. Она объясняет: «Учить людей насильно бессмысленно. Идеальный слушатель тот, кто пришел по собственной воле, осознав необходимость обучения. Число таких амбициозных людей невелико. Вопрос воспитания и поиска лидеров становится все более насущным, но остается недооцененным».
Стремление работодателей доучить своих сотрудников понятно: внутренний кандидат на руководящую позицию находится в приоритете, поскольку знаком со структурой и всеми процессами организации (такой позиции придерживаются 44% респондентов
опроса Superjob). Именно их и будут отправлять на обучение. Заметим, что 54% работодателей
готовы оплачивать обучение по программам MBA своим сотрудникам, при этом 43% из них собираются покрыть свыше половины стоимости обучения, примерно столько же (42%) – от 30% до 50%, а 14% опрошенных – от 10% до 30%. Но тех, кто видит программы бизнес-образования как возможность сразу попасть на руководящую позицию, это не должно разочаровывать: 49% респондентов опроса Superjob готовы рассматривать внешних кандидатов на управленческие позиции (из них 36% отдают равное предпочтение текущим сотрудникам и пришедшим извне).