Главное — делать встречи с методистом регулярными и грамотно распределить работу во времени.
Поддержка со стороны T&D-менеджера и методиста — неотъемлемая часть пути эксперта на любом этапе. Если предоставлять эксперта самому себе, то с большей вероятностью сроки подготовки увеличатся, а финальный продукт не решит цели обучения.
Вызов № 4: эксперту не хватает времени и других ресурсов для подготовки материалов
У эксперта может не быть времени на подготовку, либо, в силу того, что он еще никогда не разрабатывал образовательные продукты, сроки могут затянуться.
Не нужно раз в неделю напоминать эксперту, что это важная задача для бизнеса, и ожидать, что он уложится в срок. Лучше вместе с ним сформулировать цель проведения обучения, оценить приоритеты (например, важнее для эксперта выступить на конференции три раза в этом месяце или подготовить курс для команды). Задача T&D-специалиста — помочь эксперту сориентироваться, ведь когда все задачи важные, то не получится сделать все хорошо. Также можно попробовать:
- интегрировать в рабочий календарь время на подготовку, чтобы сотрудник занимался работой над образовательными материалами наравне с другими задачами;
- найти партнера или группу поддержки и распределить задачи (например, дизайнер подскажет, каким образом сделать презентацию компактной и понятной);
- использовать технологии, которые ускорят подготовку и передачу контента от эксперта коллегам (например, в LXP-платформах для обучения, как K-AMPUS, эксперт может сделать summary по итогу выступления на конференции, опубликовать на платформе и рекомендовать материал другим коллегам).
Вызов № 5: у эксперта недостаточно навыков для публичного выступления, или он не хочет выступать
Перед публичным выступлением спикер начинает думать о том, как будет выглядеть или говорить, что заставляет его нервничать. Перенесите фокус внимания эксперта с оценки себя на пользу для аудитории, которую он приносит, и тогда ему станет легче воспринимать предстоящее выступление.
Предложите отрепетировать выступление в Zoom или перед лояльной аудиторией (коллеги из отдела или дружественных подразделений). Если эти способы не помогают, рассмотрите альтернативные варианты для передачи знаний (о них написано выше): например, предзаписанный видеокурс, опубликованный на обучающей платформе компании, или текстовый контент.
Вызов № 6: синдром самозванца
Вы нашли внутреннего эксперта, договорились создать контент или провести обучение, но он недооценивает свою экспертность и не понимает, почему к нему обратились с просьбой передать знания. В этой ситуации стоит опереться на факты, истории и опыт решения реальных задач:
- вместе с экспертом вспомните рабочие достижения, как он успешно справился с той или иной задачей и принес результат бизнесу. С помощью ретроспективы подчеркните экспертность спикера и объясните значимость своего выбора;
- спросите у эксперта, какими достижениями он гордится, за что хотел бы себя похвалить. С помощью вопросов сфокусируйте эксперта на том, что делает его знания ценными и значимыми;
- посоветуйте эксперту повышать насмотренность, наблюдая за специалистами в вашей сфере, посещая отраслевые конференции, участвуя в мероприятиях и анализируя работу конкурентов. Коллега обратит внимание, что в каждой команде есть человек, который делится знаниями, и поймет, что подходит на эту роль.
Вызов № 7: эксперт не уделяет работе над образовательным материалом достаточно времени
В первую очередь важно выяснить причину такого поведения. У экспертов возникают разные мысли на этот счет: например, у него нет сил и времени, он не понимает, кому и зачем это нужно, боится, что никому не понравится то, что получится в итоге.
Сомнения, выгорание и усталость затрагивают даже замотивированного сотрудника, и это нормально. Что сделать T&D-специалисту и как помочь эксперту выявить проблему?
Задайте вопрос эксперту в формате «один на один». Если желание не исчезло, то договоритесь о встрече и обсудите, что тормозит процесс работы. Возможно, совместными усилиями вы быстрее найдете решения. Еще варианты, которые могут помочь:
- поищите помощников: привлеките команду для помощи эксперту. Это коллеги-соавторы, методисты, дизайнеры и редакторы, которым специалист делегирует часть задач;
- измените формат передачи знаний: Некоторые форматы требуют меньше времени и скрупулезности в подготовке, например, интервью (текст или аудио), Ask Me Anything, когда аудитория задает спикеру вопросы, серия постов или видеосообщений;
- оцените сроки: посмотрите, насколько реалистичен дедлайн и что можно сделать для переноса сроков запуска. Вместе с экспертом найдите варианты, при которых срок изменится без ущерба для процессов компании;
- поставьте задачу провести обучение как рабочую, а не как факультативную: руководитель эксперта может включить ее в цели сотрудника (на квартал или на год). Таким образом, эксперт будет в рабочее время заниматься подготовкой и не откладывать на потом.
Вызов № 8: эксперту не хватает энергии
Из-за стресса и неопределенности эксперту может не хватать внутренних ресурсов и драйва. Возможно, есть время, знания и желание работать над курсом для сотрудников, но стоит только начать — и руки опускаются. Что в таком случае можно сделать:
- вместе с экспертом оценить трудозатраты и обозначить поэтапную работу над проектом, которая всем будет удобна и позволит получать эксперту чувство удовлетворения от выполнения небольших шагов;
- помочь эксперту понять, что его мотивирует, и выбрать подходящий формат для передачи знаний. Например, один сотрудник заряжается от публичных выступлений и ему подойдет ведение тренинга или фасилитация. А другого драйвит вид готового продукта — тогда подойдет создание курса или запись вебинара.
Создание контента — трудоемкая работа. Кажется, что лучше дать экспертам спокойно работать, а потребность в обучении закрывать внешними курсами. Но на самом деле это путь в никуда. При таком подходе огромный объем полезной информации упускается из вида и уходит из компаний вместе с экспертами. Эффективнее потратить время и ресурсы на создание системы подготовки внутренних экспертов и их участия в корпоративном обучении. В выигрыше останутся все: и бизнес, и эксперты, и коллеги.