«Здесь побеждает не самый умный»: история выпускницы юридического факультета Колумбийского университета

Автор Forbes Russia Education
Университеты Лиги плюща – одни из самых селективных высших учебных заведений мира. Поступить в них крайне непросто, а учитывая то, что процент студентов из России в Гарварде, Йеле или Принстоне очень мал – будто и вовсе невозможно. Но опыт Влады Гурвич доказывает обратное.

Влада – выпускница магистерской программы юридического факультета Колумбийского университета (Columbia University). Параллельно с учебой в вузе она писала докторские диссертации по международному праву в Университете Регенсбурга (Германия) и по философии в Цюрихском университете (Швейцария), работала специалистом в сфере бизнеса и прав человека и развивала собственный фонд по защите прав детей в Швейцарии.

О том, как поступить в передовой американский вуз, получить грант на учебу и чем обучение в США отличается от российского – в нашем интервью.

Расскажите, как начался ваш академический путь в юриспруденции?

Когда я училась в бакалавриате СПбГУ на Восточном факультете по специализации японской филологии, мне удалось поучаствовать в программе по обмену с Цукубским Университетом (Япония). Там мне предложили пройти стажировку в IIDA SANGYO, одной из крупнейших строительных компаний в стране. Моя работа заключалась в переводе большого количества юридических текстов с японского на русский. Тогда я поняла, что, помимо языкового, мне хотелось бы получить еще и юридическое образование. Примерно полтора года, параллельно с обучением на бакалавриате, я готовилась к вступительным экзаменам для поступления в магистратуру юридического факультета – мой выбор пал на программу в КФУ [Казанский (Приволжский) федеральный университет – прим.ред.] по направлению "Международная защита прав человека". Я успешно сдала вступительные экзамены и поступила на бюджет.
Как потом вы попали в Колумбийский университет?

После окончания магистерской программы в КФУ, я поступила в аспирантуру в Регенсбургский Университет и параллельно начала стажироваться в Управлении Верховного комиссара ООН в Женеве. Примерно тогда я начала понимать, что для успешной карьеры юриста на международном уровне необходимо образование на английском языке. Многие юристы из разных стран с большим опытом работы едут учиться на годовых магистерских программах в Великобританию или США, чтобы повысить свою квалификацию, получить возможность аттестоваться и практиковать в англоязычной стране. Кроме того, результатом моих аспирантских исследований стало создание фонда в Швейцарии. Фонд – некоммерческая организация, и его нужно обеспечивать, поэтому я планирую открытие собственного юрконсалтинга, что станет коммерческой поддержкой для фонда. И мне, конечно же, тоже необходимо собрать как можно больше связей в сфере юриспруденции и иметь определенные знаки отличия.

Именно США я выбрала, поскольку страна открывает самый быстрый способ для аттестации и старта юридической практики. С недавних пор и Великобритания упростила процесс аттестации для иностранных юристов. Получается, сейчас можно рассматривать как Штаты, так и Соединенное Королевство, но тогда у меня такого выбора не было. К слову, возможность представлять интересы своих международных клиентов в Нью-Йорке (а все юридические дороги так или иначе ведут в Лондон или Нью-Йорк) повышает цену услуг.
Расскажите об опыте поступления.

Важно понимать, что в Америке поступление, как и многое другое, проходит через очень странный процесс "лотереи": до последнего момента непонятно, из какого вуза придет оффер и придет ли вообще. Сами американцы поступают так: выбирают один-два десятка вузов, где бы хотели учиться, и во все подают заявки. Я подавалась в пятнадцать вузов – меня приняли в девять из них, а в четырех предложили стипендии. Вместе с тем, многие студенты приезжают учиться с "внешними" грантами на обучение. Они бывают нескольких видов, основные из которых – гранты, спонсируемые правительством родной страны, и финансирование со стороны работодателя или фонда. Во втором случае студенты заключают с компанией договор том, что они будут обязаны определенное количество лет отработать в этой организации [аналог российской целевой основы обучения – прим. ред.].
На что важно обратить внимание при получении университетской стипендии на обучения в магистратуре США?

Наверное, главное – необходимо начать процесс поступления заранее. Заявки в сами университеты нужно подавать до ноября, но прием документов на стипендии заканчивается раньше. Я бы советовала за год, примерно в июле-августе, посмотреть, какие стипендии предлагают университеты для выбранной магистерской программы, и потом тщательно подбирать необходимые аргументы для своего эссе, почему именно вам должны дать эту стипендию. В среднем у каждого абитуриента есть возможность подать документы на 1-3 именных стипендии в рамках одного университета, но главное – не упустить время.

Также если абитуриент напишет о желании получить финансовую поддержку в мотивационном письме, то, скорее всего, ему могут предложить стипендию с частичным покрытием расходов на обучение. Это может стать хорошей подстраховкой для тех, кто либо не успел подать документы на получение именной стипендии, либо получил отказ.

Есть еще один интересный момент, о котором мало говорят: после получения всех предложений по поступлению и уведомлений абитуриент может начать торговаться. То есть, например, если человеку предложили стипендию в Колумбийском университете, а в Корнеллский Университет его только приняли без каких-либо предложений по финансовой поддержке, то он может написать письмо на электронную почту приемной комиссии Корнеллского университета с просьбой пересмотреть их решение по поводу стипендии. В письме можно прямо написать, как сильно этот человек хотел бы учиться в Корнеллском университете, но у него остро стоит финансовый вопрос. К письму необходимо будет приложить скриншот ответа из Колумбийского университета, и заявить, что если Корнелл не предложит никакой стипендии, то придется пойти в Колумбийский. После этого заявку на получение стипендии рассмотрят повторно. Чем выше рангом будет "конкурирующий" университет, тем выше будет шанс, что стипендию все же предложат.

Наконец, последнее, о чем стоит упомянуть, – это стипендия для экстренных случаев. Эта возможность открывается только после поступления. Я бы, конечно, не советовала ей злоупотреблять, если не произошло что-то действительно экстренное и непредвиденное, значительно ухудшающее финансовую ситуацию. Но если нечто подобное случилось, скорее всего, вам окажут финансовую поддержку. Приведу пример: когда в феврале 2022 года кредитные и дебетовые карточки российских банков перестали работать за границей, университет написал мне предложение предоставить небольшую стипендию, если эта ситуация резко ухудшила мое финансовое состояние.
Какие моменты важно учесть при написании эссе, чтобы повысить свои шансы на получение стипендии?

В эссе принципиальны четыре момента. Во-первых, необходимо описать предыдущий опыт, достижения в выбранной сфере. Во-вторых, очень важно тщательно изучить программу университета, список профессоров, их деятельность и публикации, описать, как именно вы сможете улучшить их работу, привнести что-то новое в научную деятельность университета. В-третьих, нужно сформулировать, что вы будете делать после выпуска. Посмотрите, чем сейчас занимаются бывшие стипендиаты, и на основе их опыта и собственных амбиций проанализируйте, как правильно сформулировать свои цели на будущее. Последнее – не нужно бояться смело заявлять как о своих лидерских качествах, так и о непосредственно необходимости в финансовой помощи.
Какие впечатления у вас остались от учебы в университете Лиги плюща?

Скажу честно, что это была самая тяжелая учеба в моей жизни. Уровень ответственности, количество заданий, гениальные одногруппники – все постоянно чувствовали давление, но, одновременно с этим, и принадлежность к чему-то серьезному. Это ощущение не позволяло сдаться. Мне было особенно тяжело в начале. Все профессора имеют весомую репутацию в юридической сфере: сама Рут Бадер Гинзбург не так давно преподавала в Колумбийском Университете, а сейчас есть возможность изучать права человека под руководством Амаль Клуни или взять несколько занятий в институте международных отношений, где вам будет преподавать Хиллари Клинтон. Поначалу я думала, что вообще ничего умного сказать не смогу, но потом, когда стала получать позитивные реакции от профессоров и одногруппников, поняла, что, оказывается, не все так страшно.
Как Вы считаете, что вам дала учеба в магистратуре Колумбийского университета?

Прежде всего, эта учеба дала мне связи. Во время обучения у студентов есть возможность участвовать в огромном количестве внеклассных мероприятий, работать напрямую с профессорами, редактировать юридические журналы, быть членом многочисленных студенческих ассоциаций и даже студенческого Сената, получать опыт реальной работы и участвовать в конференциях. И все это неизбежно ведет к тому, что на пути встречается огромное количество уже практикующих юристов. Выстраивание же правильных отношений с ними – это ключевой навык для получения предложений по работе после обучения и дальнейшей карьеры.
Чем учеба в США отличается от учебы в России?

Я не считаю, что система образования в России плохая. Я очень люблю конспекты и лекции, но в США подход абсолютно другой. Прежде всего, в Штатах высок уровень самостоятельности в учебном процессе. Студенты загружены по уши, в то время как на деле в расписании стоит 6-7 пар в неделю. Дело в том, что для участия в занятии нужно много готовиться, например, в среднем прочитать и проанализировать около 150 страниц юридического текста (что намного труднее чтения научных статей – каждое слово приходится рассматривать под лупой). Более того, эти страницы нельзя просто прочитать, нужно делать детальные пометки и записывать самые важные аспекты кейсов, так как именно эти сокращенные записи будут потом спасать во время финального экзамена.

На экзамены же чаще всего можно приносить что угодно (так что можно забыть о таланте написания шпаргалок). Но все эти записи мало чем помогают, если нет навыка их анализировать, натренированного во время семестра. И в этом самом навыке анализа я вижу ключевое отличие образования США от российской системы: не нужно ничего зубрить, но нужно уметь правильно анализировать материал и делать верные выводы. Причем верные выводы – это не обязательно те, которые сделал ваш профессор. Здесь оцениваются их построение и логичность, даже если ваш преподаватель занимает совершенно другую позицию.

Также есть еще одно отличие, которое мне принесло много стресса: здесь не оценивают знания сами по себе – оценка строится на сравнении с результатами одногруппников. Оценку "отлично" может получить лишь определенный процент студентов курса, чаще всего это 25% (но может варьироваться). Принимая во внимание то, что на оценки очень часто смотрят юрфирмы во время приема на работу, студенты буквально соревнуются друг с другом уже на студенческой скамье. Но если учащийся весь семестр делал все вовремя, прорабатывал материал, ничего не пропускал и не оставлял каких-либо непонятных вопросов без должного внимания, то плохую оценку он не получит.

Здесь побеждает не самый умный, – в Лиге Плюща уже собраны все самые умные, – а самый выносливый и дисциплинированный.
На ваш взгляд, влияет ли нынешняя политическая ситуация на поступление и получение студенческой визы в США для абитуриентов из России?

Не думаю, что политическая ситуация влияет на решение приемной комиссии. Подчеркну, что университеты заявляют о себе как о местах исключительно академической деятельности: здесь учатся люди из разных уголков земли вне зависимости от того, какие отношения сейчас у той или иной страны с США. Единственное, что нужно точно учитывать – это то, что вам сейчас понадобится больше времени на подачу заявок и на получение визы.
Можно ли остаться работать в США или в Европе после выпуска из американского вуза?

Конечно! У выпускника есть возможность сменить свой статус внутри США и продлить студенческую визу для выезда из страны и остаться еще на год, чтобы получить опыт работы в США [исключение – программы STEM-направления: они позволяют оставаться в стране до трех лет – прим. ред.]. Более того, если человек поступает в университеты Лиги Плюща, ему автоматически дается трехлетняя рабочая виза в Великобританию – ее нужно будет просто оформить. А вот вопрос о том, как же получить предложение по работе, – это другое дело. Главный рецепт – нетворкинг, нетвокинг и еще раз нетворкинг.
Какие советы вы можете дать российским абитуриентам, планирующим учиться юриспруденции в США?

На программы юридической магистратуры чаще всего стараются поступить те юристы, у которых уже есть опыт работы в течение нескольких лет, поэтому не стоит торопиться подавать документы сразу после выпуска из бакалавриата. Сделать перерыв между ступенями высшего образования и получить опыт работы считается в США абсолютно нормальным, особенно в случае с юридическим образованием. Также стоит постараться получить международный опыт. Подойдет абсолютно все: от летних школ по повышению квалификации до работы с международными клиентами, которые будут согласны, чтобы вы использовали их имя в своих эссе, мотивационных письмах и резюме. Также важно заранее начать готовиться к сдаче экзамена по английскому языку – языковые стандарты для поступления на юридический факультет крайне высоки. Большинству поступающих вне зависимости от страны обычно необходимо 2-3 попытки, чтобы набрать все нужные баллы TOEFL или IELTS.

И последний совет, который я могу дать, – постараться найти людей, которые имеют какое-либо отношение к американским университетам, и попросить у них рекомендательное письмо. Если вдруг при заполнении заявки на поступление будет возможность указать имя выпускника, профессора, который там преподавал или любой другой подобный контакт, – это будет несомненным плюсом.
Автор: Василиса Сабаева, выпускница бакалавриата ВШМ СПбГУ и магистратуры MA Journalism Oxford Brooks University
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора и интервьюируемого.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ