«Жизнь еще раз подтвердила, что нужно быть готовым ко всему»: как частные школы пережили 2022/23 учебный год и чего они ждут в будущем?

Прошедший учебный год был щедр на события и изменения: система школьного образования столкнулась с вызовами, которые поступали из внешнего мира и возникали внутри учебных учреждений. Forbes Education провел опрос среди директоров и руководителей частных школ и узнал о том, как они оценивают 2022/23 учебный год и чего ждут от следующего.
    Тенденции
    Прошедший учебный год укрепил прежние и наметил новые образовательные тренды. В первую очередь, отмечают эксперты, из-за переезда многих семей учащихся частных школ за границу продолжило развиваться совмещение в учебной практике онлайн- и офлайн-форматов. «Главная тенденция — развитие гибкости и мобильности. В течение года дети переезжали, возвращались из-за границы, кто-то уходил на домашнее обучение… Приходилось быстро придумывать, как эффективно организовать учебный процесс. Ребятам, которые уезжали за границу, но хотели продолжать обучение на русском языке, мы предлагали дистанционное обучение. Если переезд в другую страну был временным – школьники, чтобы не отказываться от привычной программы и готовиться к сдаче экзаменов в полном объеме, переходили на очно-заочную форму с использованием дистанционных технологий», — рассказывает директор Ломоносовской школы №5 на Рублевке Марина Новожилова.

    Параллельно с этим, как говорят руководители, развивался обратный процесс: возросла важность «живого» взаимодействия с теми детьми, чьи семьи никуда не переезжали. Директор Европейской гимназии Александра Манукян вспоминает: «Кажется, люди очень устали от онлайна за время пандемии, потом привыкли, а потом еще раз устали, когда ZOOM стал обыденностью. Каждый раз, когда предлагали учителям встретиться в ZOOM, мы слышали: «А может в школе соберемся?» Каждый раз, когда учитель заболевал и предлагал старшеклассникам провести урок онлайн, они отвечали: «А можно лучше замену на следующей неделе, когда вы выздоровеете, хоть в семь вечера, но в школе?». Вероятно, посещение школы приобрело еще и рекреационный, нормализующий жизнь характер.

    Из новых тенденций же опрошенные отметили качественное развитие образовательных сред: повышение интереса среди педагогов к новым технологиям (например, к искусственному интеллекту и современным образовательным онлайн-платформам), которые можно использовать в учебе, расширение географии проектов школ (как в России, так и в мире) и развитие крупных центров и многофункциональных комплексов, объединяющих дошкольное, школьное и дополнительное образование.

    Изменились отношения с родителями. Наталия Журило, директор школы «Лотос», указала на то, что в прошлом учебном году началось «активное участие учащихся и родителей в волонтерской и благотворительной деятельности»: были организованы школьные ярмарки, а «собранные средства были перечислены в благотворительные фонды "Всем миром" (благотворительный фонд помощи животным), "Волонтерам в помощь детям-сиротам" и "Фонду Хабенского"». Анна Бондарева, заместитель директора по развитию Школы ЦПМ, объясняет такое усиление связи родителей с образовательным учреждением тем, что первые в целом стали более лояльны к педагогам и образовательным организациям из-за «резкого повышения эмоционального градуса в отношениях» между ними.

    В ряде частных школ повысился конкурс, о чем сообщили опрошенные. Так, об увеличении числа претендентов на обучение рассказывает и Диана Московская, заместитель директора по учебной работе школы-интерната «Абсолют», в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на то, что еще в прошлом году был зафиксирован рост числа детей с инвалидностью, переход учащихся именно в частную школу свидетельствует о возросшем доверии со стороны родителей.

    На этом фоне важным кажется заявление директора Павловской гимназии Ольги Рагожиной о том, что фигура учителя и образ школы как института вызывают уважение больше прежнего: «Согласитесь, роль школьного образования долгое время была недооценена. Школа рассматривается как ступень для поступления в институт и якобы только уже в нем начинается «настоящая жизнь». Но ведь именно школа закладывает основы, которые определяют всю дальнейшую жизнь человека. В школе формируется мировоззрение человека и его естественнонаучная картина мира. Именно в школе человек учится критически мыслить, задавать вопросы, искать логику. Здесь же он формирует первоначальный социальный капитал – получает навыки общения, взаимодействия, самоорганизации, гражданского самосознания, ответственности, умения делать выбор. По моему убеждению, если это не удастся заложить в школе хотя бы как базу для дальнейшего развития, то потом шансов наверстать упущенное практически не будет».

    В этой связи особенно важным оказалось развитие мягких навыков учащихся. По заверениям экспертов, развитие эмоционального и социального интеллектов, личностных качеств, навыков коммуникации и адаптации к меняющимся обстоятельствам ставится в приоритет. Следом вырос интерес и к образовательной деятельности в сфере искусства, дизайна и культуры, а также к практикоориентированности и междисциплинарности. «Детям нужна школа, которая научит их современной функциональной грамотности, то есть даст образование, отличающееся наличием реальной жизненной ценности, применимостью. Эффективная школа – это школа устойчивого развития», — заключает директор филиала «Образовательный центр Суббота» школы «Лидеры» Анна Иванова.

    Оценка взаимодействия с государством же оказалась не столь однозначна. Кто-то огорчен отсутствием достаточного внимания частным школам в вопросе информирования, освоения методик работы по новым ФГОС и т.п., а кто-то, наоборот, отметил активную работу соответствующих структур. При этом некоторые опрошенные намекали на возросшую роль государства в сфере воспитательной деятельности: Павел Северинец, директор Хорошколы, подчеркнул, что это связано с формированием единой воспитательной программы. Так или иначе, но контакт государственных органов и негосударственных школ — все еще проблемная зона, хотя многим коммерческим образовательным организациям сформировавшийся статус-кво по душе: благодаря ему частное образование оказывается более гибким и закрывает те потребности учеников, которые не может закрыть государственное общеобразовательное учреждение.

    Наконец, об основной, но актуализировавшейся в последний год тенденции напоминает Манукян: «Столкнулись гуманизм и академическая культура. Весь год в школе усиливалось ощущение того, что нам необходимо растить и распространять академическую культуру, сохраняя гуманность и уважение к личности. Как общение с коллегами по всему миру, так и исследования в сфере образования могут показать нам, что это задачка со звездочкой: как создать развивающее пространство для учеников, которое будет, с одной стороны, комфортным, безопасным, исполненным радости бытия, а с другой — распространяющим положительное влияние на максимально большое количество учеников, не навредив отсутствием жестких рамок? О сложности этой задачи пишет Хетти [академик образования Новой Зеландии, профессор и директор Мельбурнского исследовательского института образования — прим. ред.], рассуждает Марцано [исследователь в области образования, руководитель исследовательского центра Marzano Research — прим. ред.], упоминал Кен Робинсон [ученый, педагог, эксперт по вопросам развития творческого мышления и систем образования — прим. ред.] и т.д. И ни один из них не предлагает универсального ответа, так как этот ответ будет зависеть от множества обстоятельств, главное из которых и наиболее изменяющееся — люди, дети и учителя, которые взаимодействуют друг с другом и создают эту среду».
      Опасения, удивления и уроки
      Отдельный блок опроса состоял в том, чтобы оценить, к чему готовились школы перед 1 сентября 2022 года, что получили и чему удивились. Одна четверть опрошенных утверждает, что никаких страхов перед началом нового учебного года не испытывала, другая же четверть указала на то, что в школах боялись оттока учащихся. С одной стороны, многие семьи начали покидать страну и, соответственно, увозить детей, с другой — обострялся вопрос платежеспособности. Однако опасения не подтвердились: «[Наша] школа делает акцент именно на очном формате обучения, но при этом в 2022/23 учебном году число поступающих выросло многократно», — рассказала Татьяна Стрункина, директор «Школы Сотрудничества».

      Существовали и другие опасения. Например, Мария Вавилова, академический директор сети школ Discovery, отметила, что в школе готовились к снижению интереса к обучению на английском языке. А по словам, координатора IB, MYP и DP в школе «Интеграция XXI век» Нигяр Мехтиева, были опасения, что образовательная система IB прекратит работу в России. Однако и они оказались напрасными. Некоторые эксперты даже дали высокую позитивную оценку тому, что международные программы не отказались от работы с российскими школами. Лео Скляр, академический директор старшей школы Russian International School сказал: «Положительно нас удивляет непрерывная поддержка со стороны наших британских аккредитационных органов. Они осознают, что ученики не несут ответственности за все происходящее в мире, и продолжают обеспечивать доступ к качественному образованию для наших учащихся». Более того, Вавилова рассказала, что несмотря на нестабильную геополитическую ситуацию в мире, международное и билингвальное образование не потеряли спроса. Учеба на иностранном языке рассматривается как развитие навыков коммуникации, уважения и толерантности к культурам других стран и их представителям. Спрос на подготовку к международным экзаменам также остается высоким. Сдать некоторые из них в силу санкций в России невозможно, но уровень преподавания, как подчеркнула Журило, все еще остается на высоком уровне.

      Опрошенные подчеркнули, что оказались приятно удивлены консолидацией родителей и учеников вокруг школы. «Несмотря на тревожную обстановку в стране, на ограничения и санкции, наши услуги востребованы и нужны людям», – рассказала директор Ломоносовской школы-пансиона Марина Коренкова. Бондарева указала на то, что сейчас очень важно чувствовать поддержку людей, а также получать понимание «ко всем изменениям в школе, связанным с общественно-политическим фоном в стране». В целом видимое участие родителей в жизни школы возросло. По словам Лилии Калетиной, директора школы «Новогорск», она и ее коллеги были рады видеть увеличение вовлеченности семей, что, как было отмечено ранее, стало трендом прошлого учебного года.

      Укрепление отношений произошли и в рабочих коллективах: в трудные времена педагоги начали активнее помогать друг другу и заботиться о своих коллегах, что оказалось большой ценностью для школ. «Мы были свидетелями невероятной взаимопомощи и поддержки, которую наши учителя оказывали друг другу во время различных испытаний и сложных моментов, с которыми мы сталкивались в течение года», — заметил Скляр, оценивая открытия 2022/23 года. Директор Ломоносовской школы «ИнТек» на Новой Риге Леонид Шишикин также отметил силу духа, но других участников образовательного процесса — учеников. «Они всегда нас удивляют. Даже в такое непростое время наши дети своей адаптивностью ко всему новому, искренностью, мудростью, горячими сердцами дают нам новые силы, идеи», — поделился он. Можно заключить, что желание поддержать друг друга во всех слоях учебной системы дало синергетический эффект, а частные школы стали выполнять функцию островка безопасности для ребят и педагогов. «Взаимодействие классных руководителей, педагогов, специалистов, детей, родителей всегда дает положительный результат», — заключила Московская.

      Помимо гуманного, экологичного отношения друг к другу большую значимость приобрел вопрос профессионализма сотрудников школы. Новожилова считает, что «жизнь еще раз подтвердила, что нужно быть готовым ко всему, что руководство и администрация школы должны обладать огромным количеством навыков», а самое главное — «независимо от обстоятельств сохранять человечность, поддерживать друг друга», что, конечно же, тоже является чертой профессионального портрета педагога.

      Школьное образование в целом утвердило свое ключевое место в современном обществе. «Что бы в жизни ни происходило, мы еще раз получили подтверждение тому, что хорошее образование относится к самым фундаментальным потребностям человека», — заметила Стрункина. Действительно, многочисленные истории из среды релокантов о поисках учебных заведений доказывают, что даже в непростых жизненных условиях обучение ребенка остается одним из приоритетов.

      Не обошлось и без экзистенциальных уроков от 2022/23 года. Некоторые собеседники посчитали, что он показал неодномерность окружающей действительности, мешающей строить планы на будущее. Часть директоров готовится к пересмотру стратегий развития и внедряет разнообразные индикаторы, позволяющие увидеть, когда действительность начинает мешать реализовывать задуманное. Также было отмечено, что на первый план теперь выходят не конкретные решения, а принципы, по которым работает школа. Именно они обеспечивают поддержание общего вектора движения, а сами действия по большей части приобретают ситуативный характер. Наконец, как отметила Юлия Засыпкина, директор по образованию Первой Московской гимназии, «каждый год в очередной раз подтверждает, что при любых обстоятельствах нужно делать свое дело честно и работать над повышением профессионального уровня».
        Преимущества и планы на будущее
        Будущее частных школ неразрывно связано с их конкурентными преимуществами. Как считает Северинец, прошедший учебный год не прибавил коммерческому сектору образования дополнительных очков. «Главное, — пояснил он, — что пока сохранились старые [преимущества]: гибкое формирование учебных планов, конкурентная заработная плата педагогов, свобода выбора IT-решений при реализации образовательных программ». Принципиально новых преимуществ не видит и директор Московского Лицея «Ступени» Марина Кононова, объясняя, что остались «те же, что и были раньше: умение оптимально использовать дистанционные технологии обучения, отработанная заочная форма образования, тщательная работа со сложными детьми».

        Однако некоторые опрошенные не согласны с этим: они считают, что 2022/23 год открыл новые или показал общественности уже известные отличительные черты частных школ, дающие им преимущество перед государственными. Татьяна Евдокимова, директор школы «Лучик», заметила, что главным образом именно частные школы смогли оказывать образовательные услуги обучающимся, которые временно находились или находятся в «недружественных странах». Пока будет существовать аудитория, переехавшая за рубеж, но ожидающая возможности вернуться, потребность в частных школах не угаснет.

        Эксперты также отметили и другие преимущества, ставшие явными. Например, только в негосударственных учебных заведениях осталась автономия, возможность жить по собственному плану академической и внеурочной деятельности, формировать списки тем и форматов классных часов, дополнительных мероприятий и т.д. Также частные школы продолжают активно развивать индивидуальные треки образования, кастомизацию учебного процесса под запрос учащихся, что, безусловно, также ставит коммерческие заведения в более выгодное положение, и контрастирует с введением единых учебников и программ в государственных школах.

        «Официально пандемия завершилась только в этом учебном году. Этот период в определенном смысле изменил и детско-родительское сообщество, и сам образовательный процесс. Родитель, оказавшись на некоторое время в роли и ученика, и педагога, получил возможность объективной оценки организации учебного процесса. Многие после пандемии сделали выбор в пользу частного образования и тех преимуществ, которые оно дает: индивидуальный подход и сопровождение образовательного трека каждого ребенка, возможности инфраструктуры, атмосферу сотрудничества и взаимного уважения, открытые позиции по отношению ко всем участникам образовательного процесса, корпоративную культуру, широкую палитру дополнительных возможностей для развития ребенка», — заключила в этой связи Рагожина.

        В будущее же большинство частных школ смотрит скорее уверенно: Засыпкина заявила, что ее школе нечего бояться, поскольку «стабильный педагогический коллектив, ученики, понимающие и поддерживающие родители» придают уверенности в завтрашнем дне. Но все же мало кто отрицает возможные проблемы и новые вызовы. Это касается и масштабных проблем, и частных вопросов. Например, Мехтиева считает, что «отсутствие международных образовательных отношений неминуемо приведет к выпадению [школ] из общей мировой образовательной среды». Кононова же отметила, что в следующем году сохранится проблема, вечная для частных школ, — аренда. По ее словам, Департамент образования и науки Москвы «не желает продлевать ее даже старым школам или продлевает на минимальный срок», что поддерживает существование многих рисков и «минимизирует возможность дальнейшего развития и роста».

        Но все же директора стараются увидеть в непростых временах новые возможности. «Прогноз благоприятный», – утверждает Коренкова. Ждут и увеличения числа учащихся: Евдокимова предполагает, что поскольку «переход на ФООП [Федеральные основные образовательные программы — прим. ред.] будет непростым», возникший «отток из государственных школ даст [частным школам] возможность для расширения клиентской базы». Мехтиева же считает, что вслед за дистанцированием России от европейской среды образования произойдет переориентация на азиатские страны, а это развитие также может позитивно сказаться на чувстве уверенности частных школ, правда, не всех: вряд ли это обрадует тех, кто изначально выстраивал европоцентричную стратегию развития. Но всем на пользу пойдет, как предполагает Калетина, внедрение новых технологий в образовательные процессы. Особенно учитывая их потенциал удовлетворить многие школьные потребности, интерес к EdTech в турбулентные времена только увеличится.

        В заключение отметим, что все опрошенные продемонстрировали главное — готовность, невзирая ни на что, учить детей. «Будет трудно, неопределенно. Будут новые вводные, новые требования и условия, будут возможности меняться. И мы продолжим с этим справляться, продолжим учиться и адаптироваться, учитывать реальность, целиться в Луну, стараясь делать [свое дело] максимально классно, живо, честно и интересно для своих учеников, родителей, учителей», — подытожила Манукян.
          МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ