Прошедший учебный год укрепил прежние и наметил новые образовательные тренды. В первую очередь, отмечают эксперты, из-за переезда многих семей учащихся частных школ за границу продолжило развиваться совмещение в учебной практике онлайн- и офлайн-форматов. «Главная тенденция — развитие гибкости и мобильности. В течение года дети переезжали, возвращались из-за границы, кто-то уходил на домашнее обучение… Приходилось быстро придумывать, как эффективно организовать учебный процесс. Ребятам, которые уезжали за границу, но хотели продолжать обучение на русском языке, мы предлагали дистанционное обучение. Если переезд в другую страну был временным – школьники, чтобы не отказываться от привычной программы и готовиться к сдаче экзаменов в полном объеме, переходили на очно-заочную форму с использованием дистанционных технологий», — рассказывает директор Ломоносовской школы №5 на Рублевке Марина Новожилова.
Параллельно с этим, как говорят руководители, развивался обратный процесс: возросла важность «живого» взаимодействия с теми детьми, чьи семьи никуда не переезжали. Директор Европейской гимназии Александра Манукян вспоминает: «Кажется, люди очень устали от онлайна за время пандемии, потом привыкли, а потом еще раз устали, когда ZOOM стал обыденностью. Каждый раз, когда предлагали учителям встретиться в ZOOM, мы слышали: «А может в школе соберемся?» Каждый раз, когда учитель заболевал и предлагал старшеклассникам провести урок онлайн, они отвечали: «А можно лучше замену на следующей неделе, когда вы выздоровеете, хоть в семь вечера, но в школе?». Вероятно, посещение школы приобрело еще и рекреационный, нормализующий жизнь характер.
Из новых тенденций же опрошенные отметили качественное развитие образовательных сред: повышение интереса среди педагогов к новым технологиям (например, к искусственному интеллекту и современным образовательным онлайн-платформам), которые можно использовать в учебе, расширение географии проектов школ (как в России, так и в мире) и развитие крупных центров и многофункциональных комплексов, объединяющих дошкольное, школьное и дополнительное образование.
Изменились отношения с родителями. Наталия Журило, директор школы «Лотос», указала на то, что в прошлом учебном году началось «активное участие учащихся и родителей в волонтерской и благотворительной деятельности»: были организованы школьные ярмарки, а «собранные средства были перечислены в благотворительные фонды "Всем миром" (благотворительный фонд помощи животным), "Волонтерам в помощь детям-сиротам" и "Фонду Хабенского"». Анна Бондарева, заместитель директора по развитию Школы ЦПМ, объясняет такое усиление связи родителей с образовательным учреждением тем, что первые в целом стали более лояльны к педагогам и образовательным организациям из-за «резкого повышения эмоционального градуса в отношениях» между ними.
В ряде частных школ повысился конкурс, о чем сообщили опрошенные. Так, об увеличении числа претендентов на обучение рассказывает и Диана Московская, заместитель директора по учебной работе школы-интерната «Абсолют», в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на то, что еще в прошлом году был
зафиксирован рост числа детей с инвалидностью, переход учащихся именно в частную школу свидетельствует о возросшем доверии со стороны родителей.
На этом фоне важным кажется заявление директора Павловской гимназии Ольги Рагожиной о том, что фигура учителя и образ школы как института вызывают уважение больше прежнего: «Согласитесь, роль школьного образования долгое время была недооценена. Школа рассматривается как ступень для поступления в институт и якобы только уже в нем начинается «настоящая жизнь». Но ведь именно школа закладывает основы, которые определяют всю дальнейшую жизнь человека. В школе формируется мировоззрение человека и его естественнонаучная картина мира. Именно в школе человек учится критически мыслить, задавать вопросы, искать логику. Здесь же он формирует первоначальный социальный капитал – получает навыки общения, взаимодействия, самоорганизации, гражданского самосознания, ответственности, умения делать выбор. По моему убеждению, если это не удастся заложить в школе хотя бы как базу для дальнейшего развития, то потом шансов наверстать упущенное практически не будет».
В этой связи особенно важным оказалось развитие мягких навыков учащихся. По заверениям экспертов, развитие эмоционального и социального интеллектов, личностных качеств, навыков коммуникации и адаптации к меняющимся обстоятельствам ставится в приоритет. Следом вырос интерес и к образовательной деятельности в сфере искусства, дизайна и культуры, а также к практикоориентированности и междисциплинарности. «Детям нужна школа, которая научит их современной функциональной грамотности, то есть даст образование, отличающееся наличием реальной жизненной ценности, применимостью. Эффективная школа – это школа устойчивого развития», — заключает директор филиала «Образовательный центр Суббота» школы «Лидеры» Анна Иванова.
Оценка взаимодействия с государством же оказалась не столь однозначна. Кто-то огорчен отсутствием достаточного внимания частным школам в вопросе информирования, освоения методик работы по новым ФГОС и т.п., а кто-то, наоборот, отметил активную работу соответствующих структур. При этом некоторые опрошенные намекали на возросшую роль государства в сфере воспитательной деятельности: Павел Северинец, директор Хорошколы, подчеркнул, что это связано с формированием единой воспитательной программы. Так или иначе, но контакт государственных органов и негосударственных школ — все еще проблемная зона, хотя многим коммерческим образовательным организациям сформировавшийся статус-кво по душе: благодаря ему частное образование оказывается более гибким и закрывает те потребности учеников, которые не может закрыть государственное общеобразовательное учреждение.
Наконец, об основной, но актуализировавшейся в последний год тенденции напоминает Манукян: «Столкнулись гуманизм и академическая культура. Весь год в школе усиливалось ощущение того, что нам необходимо растить и распространять академическую культуру, сохраняя гуманность и уважение к личности. Как общение с коллегами по всему миру, так и исследования в сфере образования могут показать нам, что это задачка со звездочкой: как создать развивающее пространство для учеников, которое будет, с одной стороны, комфортным, безопасным, исполненным радости бытия, а с другой — распространяющим положительное влияние на максимально большое количество учеников, не навредив отсутствием жестких рамок? О сложности этой задачи пишет Хетти [академик образования Новой Зеландии, профессор и директор Мельбурнского исследовательского института образования — прим. ред.], рассуждает Марцано [исследователь в области образования, руководитель исследовательского центра Marzano Research — прим. ред.], упоминал Кен Робинсон [ученый, педагог, эксперт по вопросам развития творческого мышления и систем образования — прим. ред.] и т.д. И ни один из них не предлагает универсального ответа, так как этот ответ будет зависеть от множества обстоятельств, главное из которых и наиболее изменяющееся — люди, дети и учителя, которые взаимодействуют друг с другом и создают эту среду».