Существует несколько компонентов, которые условно можно поделить на окружение и содержание. Во-первых, ученик приходит туда, где приятно, где красиво, где вкусно пахнет, где не страшно находиться, — это окружение. Во-вторых, среда — это те, с кем ребенок находится рядом, и здесь уже более сложный вопрос. С одной стороны, коллектив наставников-педагогов, а с другой — сами дети. Мы, несомненно, можем влиять на среду учителей и на этапе подбора, и при развитии педагогической культуры, но можем ли мы влиять на среду школьников? Конечно, так как самое важное – то, что в школе происходит, чем она живет, чем дышит. Думаю, школа должна прозрачно излагать концепцию своей среды, чтобы привлекать тех, кому она подходит, единомышленников. Новым семьям и учителям я всегда говорю: «Нам важно убедиться, что мы — именно то, что вы ищете, потому что не будет ничего хуже, если вы придете и поймете, что школа не соответствует ожиданиям».