«Нужно не бояться давать ученику выбор»: о главных принципах «Хорошколы» рассказывает ее директор

О «Хорошколе» слышали многие. Впечатление производит и здание — современное, с огромным атриумом на четыре этажа и озеленением, публичными пространствами, залитыми естественным светом, — и нестандартный подход к обучению: нет оценок, классического домашнего задания, дети сами могут выбрать глубину изучения предмета. Здесь есть собственный экспериментариум, планетарий, лаборатория естественных наук, столярная мастерская, арт-лаборатория, театральный зал, студии звуко- и видеозаписи, спортивные залы, бассейн, кулинариум и многое другое — все, что необходимо для разностороннего развития. Так, за фасадом здания кроется передовое представление о сущности современного образования, включающего в себя свободу, открытость и доверие между школой, семьей и учеником. Мы поговорили с директором «Хорошколы» Дмитрием Лихачевым о том, на каких принципах основывается школа, что такое персонализация, из чего складывается школьная среда и зачем учить целеполаганию.
Начнем с философского вопроса: школа как первый этап образования — это что? На ваш взгляд, что значит понятие «школа»?
На мой взгляд, основная функция школы — создать для ребенка развивающую и мотивирующую среду, в которой он будет себя чувствовать безопасно и комфортно. При этом необходимо создавать не искусственные, а естественные для детей условия: школа должна быть им интересна. Я бы сказал, что школа — это основной институт детства, поэтому рассматривать ее исключительно как базу для развития предметных компетенций – однобоко.

Из чего складывается эта среда?
Существует несколько компонентов, которые условно можно поделить на окружение и содержание. Во-первых, ученик приходит туда, где приятно, где красиво, где вкусно пахнет, где не страшно находиться, — это окружение. Во-вторых, среда — это те, с кем ребенок находится рядом, и здесь уже более сложный вопрос. С одной стороны, коллектив наставников-педагогов, а с другой — сами дети. Мы, несомненно, можем влиять на среду учителей и на этапе подбора, и при развитии педагогической культуры, но можем ли мы влиять на среду школьников? Конечно, так как самое важное – то, что в школе происходит, чем она живет, чем дышит. Думаю, школа должна прозрачно излагать концепцию своей среды, чтобы привлекать тех, кому она подходит, единомышленников. Новым семьям и учителям я всегда говорю: «Нам важно убедиться, что мы — именно то, что вы ищете, потому что не будет ничего хуже, если вы придете и поймете, что школа не соответствует ожиданиям».
Компоненты, о которых вы говорите, объединены или сосуществуют сами по себе?
Объединены целью. Я иногда говорю с долей шутки: школа предназначена помимо прочего и для того, чтобы научить делать детей то, что не хочется. И это тоже развитие, в первую очередь воли и дисциплинированности. Но не путайте с муштрой! Я говорю о том, что, например, побуждает человека вовремя приходить на работу, не выкидывать пластик в общие отходы и прочее. Вот что такое эта среда, школа.

Если говорить о «Хорошколе», то мы создаем среду для развития личностного потенциала школьников и достижения ими жизненных целей, а главное — для развития умения эти цели ставить. Наша задача — не провести ребенка по какому-то пути, а дать ему карту жизни, научить ориентироваться по ней, и компасом здесь становятся осознанность, дисциплинированность плюс связанная с ними мотивация.
Если говорить о практике, то кто должен этому целеполаганию учить?
В школе данная функция распределена между всеми субъектами от учителей и администрации до, например, поваров. Формально это функция тьютора, который сопровождает ребенка по пути целеполагания и достижения целей. Но тьюторская роль на самом деле разрастается. Целеполаганию учит и классный руководитель, который видит ученика везде: в учебе, в школьных событиях, в иных ситуациях, и учитель-предметник, имеющий свое видение. Каждый закладывает что-то свое, это комплексная история.

Поэтому, наверное, есть смысл сделать шаг назад и посмотреть глобально. В гуманистической педагогике есть использование ряда глаголов с приставкой «со». Есть такое слово, которое мы наполняем иным смыслом, — «событие». Я часто использую его как «со-бытие», то есть как «совместное бытие». Что такое наша жизнь? Это и есть наше совместное бытие: на работе, в семье, в театре, на отдыхе, где-то еще. И от того, насколько мы приобретем опыт «со-бытия», будет зависеть успех любого общества. А уже на это нанизываются истории с навыками, будь то предметные, мягкие, жесткие — какие угодно.
Каких учителей берут на работу в «Хорошколу»? Как вы отбираете учителей, которые могут научить целеполаганию и вписаться в среду?
С одной стороны, хорошо, когда в школе педагоги опытные, а опытные — это уже не молодые. Они воспитаны в духе классической предметной школы. Молодые же педагоги, может быть, менее опытны и мудры в педагогических ситуациях, но они более зажигательны и открыты новому.

Для нас очень важен вопрос культуры коллектива педагогов. Важно, чтобы учитель не только работал в школе, но и жил школой. Это к вопросу о «со-бытии». Не имею в виду регулярные переработки, хотя куда без них, а вовлеченность педагога во все происходящее, без этого сложно говорить о формировании культуры, традиций, ценностей, которые делают среду каждой школы уникальной.
Некоторые эксперты в качестве навыков будущего называют умение адаптироваться, умение решать проблемы и сотрудничать. Насколько вы согласны с таким списком? И чему вообще необходимо учить детей, не считая конкретных дисциплин и целеполагания?
Я с большой любовью отношусь к футурологам (смеется). Для себя мы выбрали концепцию, которая называет все эти навыки универсальными компетентностями. Авторы такого подхода считают, что нет ни одного навыка, который в чистом виде самостоятельно где-то работает. И, отталкиваясь от этого, мы вышли на интересную формулу: soft через hard, hard через soft. Мы используем ресурс предмета для развития тех или иных «мягких» навыков. Если учитель истории внимателен к тому, что он делает, то развитие критического мышления станет для него одним из приоритетов. А параллельно идет обратная зависимость: ученик с развитыми soft skills априори будет успешнее развивать hard-компетенции.

И еще одно очень важное для нас качество — осознанность. Ученик должен знать, зачем он что-то делает. Для этого мы выстраиваем прозрачные коммуникации, прозрачные постановки задач, чтобы было понятно, что в школе все организовано не просто так. А следом за осознанностью идет ответственность за себя, за свои поступки.
Является ли профессиональная ориентация средством развития осознанности?
Сам термин «профессиональная ориентация» мы не используем, он подразумевает какую-то «коридорность». Мы называем ее профнавигацией.

Все начинается в средней школе. Семиклассники впервые сталкиваются с осознанным выбором, так как на следующий год они должны выбрать профиль обучения. Если на этом этапе ученик попробует себя, например, в биохиме, и ему не понравится — нет проблем. Хуже, когда такое осознание приходит в 10–11-х классах, где и времени меньше, и нагрузка выше. Старшая школа в принципе является этапом серьезного выбора, и важно, чтобы к выпускным классам ученик имел собственные ориентиры.

У нас еще есть очень хорошее направление — стажировки. Школьники на деле пробуют себя в той или иной профессии. В этом году мы организовали летние оплачиваемые стажировки (ребенок вступает в трудовые отношения по договору ГПХ и выполняет конкретную работу). Так ребята могут определиться с тем, что им близко, или, наоборот, переубедиться. И это, конечно, развивает осознанность.

Оценить осознанность ребят нам помогают мероприятия в 9–11-х классах, которые называются защитой профессионального выбора. Процедура очень простая: ученик рассказывает одноклассникам, педагогам и родителям о своих планах на будущее. Он должен продемонстрировать логическую связь между выбранной профессией, приоритетным для поступления вузом и своей академической успешностью. Наша же задача заключается не в корректировке самих решений, а в подсвечивании логики размышления ребенка и, если необходимо, указании на нестыковки. Так, в том числе благодаря профнавигации и формируется осознанность ребят и их персонализированный трек развития.
Что в «Хорошколе» подразумевают под персонализацией?
Это создание условий, при которых ученик является деятельным участником формирования своего образовательного пути. В нашей школе ребенок занимает субъектную позицию и имеет определенную свободу в достижении поставленных целей. Главным образом это выражено в двух вещах: во-первых, это выбор глубины освоения предмета, а во-вторых – темп освоения программы, поэтому в «Хорошколе» нет традиционных домашних заданий, а есть самостоятельная образовательная деятельность.

Содержание делится на три уровня сложности, и по каждому предмету ученик имеет возможность выбрать, насколько глубоко в него погрузиться. Чтобы персонализация заработала, нужно не бояться дать ученику выбор. Естественно, мы говорим не про первый класс и даже не про пятый-шестой, а, скорее, про восьмой и далее.
Ученики выбирают уровень освоения предмета — 2.0 (уровень общеобразовательной школы), 3.0 (средний, выше уровня обычной школьной программы) или 4.0 (олимпиадный уровень).
    Ученики выбирают уровень освоения предмета — 2.0 (уровень общеобразовательной школы), 3.0 (средний, выше уровня обычной школьной программы) или 4.0 (олимпиадный уровень).
    И у нас нет традиционных ежедневных домашних работ. Учителя дают задание не на конкретный день, а на тему (основная единица учебного плана у нас не урок, а именно тема) и устанавливают крайние сроки ее освоения. И это задание ученик волен сделать тогда, когда ему будет удобнее: в течение учебного дня (во второй половине) или в выходные дома. Также у нас нет традиционных оценок. Вместо них — обратная связь от учителя с указанием, на что стоит обратить внимание, чтобы задание было выполнено правильно. Своеобразная работа над ошибками в каждом учебном задании. У нас нет невыполненных заданий или заданий, выполненных на три.
    Вы говорите о доверии по отношению к ученикам, но как насчет родителей? Какова их роль в треугольнике «школа — ребенок — семья»?
    Во-первых, хорошо, когда этот треугольник есть, ведь если родитель уходит из него, то приходит беда. Во-вторых, здесь ключевой момент, как и с детьми, — доверие, что подразумевает прозрачность. Прозрачность появляется только тогда, когда есть коммуникация. Поэтому я считаю, что каждый родитель должен быть открыт к диалогу, а не прятаться от школы, прикрываясь работой. Чем интенсивнее коммуникация, прочнее связь школы с семьей, тем лучше. Достаточно того, чтобы семья была готова слушать и принимать в свое информационное поле то, что говорит школа, сопоставлять со своим видением.
    Мы знаем, что «Хорошкола» проводит программы обмена опытом. Зачем? Такая открытость — часть школьной культуры?
    Поскольку у нас все-таки не очень традиционный подход, то многим интересно посмотреть, что мы делаем необычного и к чему это приводит. Мы всегда показываем и достижения, и проблемы, что также интересно анализировать. Школы, которые организуют персонализацию в своих стенах, интересуются нашей практикой. Мы объясняем, как не бояться отдать штурвал в руки ученику и как поддержать процесс формирования осознанности и ответственности. У нас с недавнего времени появилась услуга повышения квалификации.

    Мы открыты не только профессиональному сообществу, но и семьям, дети которых у нас не учатся. Вообще мы любим использовать формулировку, что мы - «школа, открытая городу». Ввиду того, что мы школа полного дня, у нас большой спектр дополнительного образования. И это не только направление реализации дополнительных программ, но и ресурс для формирования навыков. Ведь иногда танцы выбирают ради самих танцев, а иногда — чтобы научиться коммуницировать, преодолеть проблемы, стеснение и прочее. Поскольку наши мощности позволяют сделать эти секции открытыми для всех ребят, которые живут поблизости, школа играет еще и инфраструктурную роль в урбанистическом смысле. Такая открытость помогает нам обогатить «Хорошколу».
    *реклама, АНОО "Хорошевская школа"
    4CQwVszH9pSZqkgFNyM
    МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ