Профессиональный взгляд на креативные индустрии

Привлекательность работы в креативном секторе очень велика, при этом неопределенность также высока, поскольку семьи не очень хорошо понимают, что из себя представляет креативная индустрия. Если раньше они выбирали «модные» факультеты (политология, экономика, юриспруденция и так далее) или престижные вузы по названию или совету друзей, то сегодня определиться с направлением деятельности сложнее, так как поле профессий значительно расширилось.

Профессиональное творческое образование всегда было связано с необходимостью ранней предпрофессиональной подготовки: окончить музыкальную или художественную школу надо было еще в детстве. Считалось, что даже в пятнадцать лет начинать учиться музыке или балету уже поздно. Поэтому поступление в колледж или вуз было скорее продолжением ранее выбранной образовательной траектории.

В 1990-е годы наблюдался невероятный образовательный бум: все хотели, чтобы их дети поступили в вузы. Образование расценивалось как социальный капитал и благо, во многом даже наследственное благо, и не потому, что получение образования дает возможность зарабатывать и получать экономическую отдачу, а потому что считалось неотъемлемым атрибутом успешной жизни.

Сейчас тенденция изменилась: образование все еще сохраняет приоритет, но изменилось соотношение между средним профессиональным и высшим образованием. Многие семьи стали смотреть в сторону колледжей, техникумов. Для многих академическая высшая школа становится непривлекательной и утомительной, так как им хочется, чтобы дети как можно раньше получили специальность. При этом более эффективной и привлекательной становится модель «образование в течение всей жизни» (lifelong learning), в которой вуз является траекторией продолжения образования.

Мы в НИУ ВШЭ в Институте развития креативных индустрий и в Школе дизайна внимательно наблюдаем за тем, как развиваются креативные индустрии в России. В этом материале разберемся, что представляет из себя отрасль креативных индустрий и почему у абитуриентов творческих направлений возникают сложности при выборе.
Креативные индустрии как понятие
Понятие «креативные индустрии» было введено в политический дискурс в Великобритании в середине 1990-х и символизировало новый курс на обновление экономики страны. Это был своего рода «ребрендинг» культурных индустрий, традиционно ассоциируемых с «высоким» искусством, в направлении креативных – как более трендовых, молодежных и современных. Вслед за Великобританией понятие распространилось по всему миру, страны начали разрабатывать стратегии и конкретные механизмы поддержки креативных индустрий.

Новизна этой политики заключалась в попытке объединить множество отдельных секторов в единый объект государственного регулирования. С этим связаны и некоторые сложности. Во-первых, существует проблема так называемой ведомственной разобщенности, когда, например, за сферу культуры и искусства отвечает одно министерство, за разработку видеоигр – другое, а механизмы координации между ними отсутствуют или недостаточны. Во-вторых, есть различия между самими креативными индустриями: для выработки действенных мер поддержки необходимо учитывать их специфику и существующие проблемы.

В странах, нацеленных на развитие креативных индустрий, как правило, это понятие четко определено в нормативной правовой базе и в статистике, приняты соответствующие стратегии и программы, в рамках которых поддерживаются конкретные организации или творческие индивиды. Например, в Европе распространены индивидуальные гранты людям творческих профессий, а также микрогранты или микрозаймы для малых предприятий креативного сектора. Большое число мер направлено на обучение и консультационную поддержку предпринимателей в креативных индустриях, кластерное взаимодейстие, создание творческих пространств на месте старых промышленных объектов. Проводятся регулярные международные конкурсы, фестивали, креативные недели.

В 2020 году многие креативные индустрии пострадали из-за последствий пандемии. Ведущие страны предоставили существенный объем поддержки творческим организациям и индивидам, финансируя заработную плату работников, предоставляя отсрочки по уплате налогов и льготные кредиты соответствующим организациям. Для компаний креативных индустрий вызов пандемии одновременно создал и новые возможности, стал стимулом к цифровизации и инновационному развитию. Как подтверждают данные за 2021 год, многим странам удалось преодолеть последствия пандемии в креативном секторе и создать предпосылки для его дальнейшего роста.

На сегодняшний день в мире нет единого понимания того, какие индустрии относятся к креативным. Имеются рекомендации (таких как ЮНЕСКО, ЮНКТАД, ВОИС и др.), а также практики классификации данного сектора в ведущих странах. Состав этих классификаций совпадает примерно на 60-80%. Но так или иначе есть консенсус, что это те виды деятельности, значимая часть добавленной стоимости которых формируется за счет творчества и управления правами на интеллектуальную собственность. Как раз сейчас в рамках реализации Концепции развития творческих (креативных) индустрий в российском экспертном сообществе идет активная дискуссия относительно того, какие отрасли следует считать «креативными».
    Как оценить объем креативных индустрий в ВВП

    От того, каков официально закрепленный перечень креативных индустрий, напрямую зависят оценки их масштабов и вклада в экономику. В ИСИЭЗ НИУ ВШЭ разработали несколько подходов к оценке креативной экономики. Первый (отраслевой) основан на составлении перечня видов экономической деятельности, которые относятся к креативным (на базе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, ОКВЭД), и дальнейших расчетах ключевых показателей по данным официальной статистики или бухгалтерской отчетности организаций.

    Например, по нашим оценкам, вклад креативных индустрий в ВВП России в 2020 году составлял примерно 2.7% (аналогичный показатель в США и Китае – 4.2%, Великобритании – 5.5%, Германии – 3.1%, Австралии – 5.7%). При сравнениях, безусловно, нужно учитывать сопоставимость классификаций креативных индустрий.

    Второй подход – оценка занятости в креативной экономике на основе перечней творческих профессий.

    Наконец, третий – анализ объемов внешней торговли креативными товарами и услугами. Полученные данные подтверждают, что кризисный 2020 год оказал негативное влияние на креативные индустрии не только в мире, но и в России. Больше всего снизился импорт креативных услуг (на 28% по сравнению с предыдущим годом), пострадал и их экспорт (снижение примерно на 12%), снизилась торговля креативными товарами [1] . Вместе с тем, численность занятых в творческих профессиях в России (так называемого «креативного класса»), наоборот, все последние годы демонстрировала рост, увеличившись в 2017-2021 гг. с 2.5 до 3.4 млн человек (с 3.5% до 4.8% от общей численности занятых в стране) [2] .
    Образовательные траектории в креативной индустрии

    Мы все больше говорим о креативных индустриях, и наше представление о сферах деятельности, которые преимущественно основаны на творческом труде и дают возможность для самореализации, заметно расширилось. Теперь к ним относятся дизайн, мода, кино, анимация, работа со звуком, текстами, реклама, продвижение любых товаров и услуг, ценностей и смыслов, даже гастрономия, ювелирное дело, и фактически все отрасли промышленности говорят о необходимости больше заниматься промышленным дизайном. Дизайн сегодня не только придает эстетические характеристики продукту, но понимается как определенная философия, инженерия, способ решения стоящих перед проектом задач.

    Такое понимание потянуло за собой отрасли, связанные с цифровым миром, который нужно конструировать с помощью новых технологий. Кроме того, открывается широчайшее поле деятельности в области разработки новых материалов, связанных с человеческими характеристиками: удобство, комфорт, функциональность играют большое значение в процессе создания и конструирования самых разных предметов — от моды до бытовой техники, мебели, автомобилей и всего, где речь идет о новых материалах.

    Поскольку креативное пространство расширилось, наступила определенная растерянность. Многие компании, создающие творческие проекты, столкнулись с нехваткой специалистов бэкстейджа, обеспечивающих процессы. Любой творческий продукт — выставка, спектакль, медиапродукт — сложно устроенные технологические цепочки, в которых участвуют многие специалисты: люди с управленческими компетенциями, продюсерскими, экономическими, юридическими навыками, способные обеспечивать успех того или иного творческого продукта, понимающие источники финансирования и правовые регламенты, бухгалтерский учет.

    Главный стержень, который делает работу в широкой креативной индустрии привлекательной – творческий труд и самореализация. Сотрудник организации или проекта в креативной индустрии не будет сидеть в офисе от заката до рассвета и перекладывать бумажки. Для него работа и труд не вычет из жизни, а наоборот — пространство самореализации и творчества. Более того, многие ориентируются на то, чтобы получить профессию, но при этом иметь возможность ее поменять. Одна работа на всю жизнь уже не является ведущим ориентиром, и даже многие родители, которые проработали всю жизнь в одной организации, понимают, что уровень турбулентности сегодня не дает основания выбирать такую траекторию.

    В текущий момент креативная индустрия реагирует на мощный вызов о создании национальной системы образования, которая сейчас находится в поиске ответа на вопрос: каким образом она должна быть выстроена с учетом новых задач экономики, усиления инновационного потенциала, перехода к расширению несырьевого экспорта, обеспечения условий для достойного творческого труда, поддержки талантов?
    Концепция поддержки креативной индустрии индустрии до 2030 года предусматривает, что ее доля в российском ВВП должна составить 6% и 15% занятых. Соответственно, стоит задача удвоить текущие показатели.
        Концепция поддержки креативной индустрии индустрии до 2030 года предусматривает, что ее доля в российском ВВП должна составить 6% и 15% занятых. Соответственно, стоит задача удвоить текущие показатели.
          Путь абитуриента к креативной профессии

          Важно дать абитуриентам возможность познакомиться с организациями в области креативных индустрий и попробовать себя в той или иной отрасли. Существует несколько моделей выбора креативной профессии.

          Во-первых, большой набор тестов, психологических консультаций, помогающих сориентироваться в способностях и склонностях и, главное, оценить потенциал — это очень важно, потому что сами старшеклассники часто не ощущают своего потенциала и даже родители бывают совершенно не в состоянии оценить своего ребенка — им свойственно вольное или невольное желание притянуть его в свою сферу.

          Во-вторых, создаются школы дополнительного образования, предлагающие профильные занятия по разным специальностям параллельно с обучением в общеобразовательной школе. Так, многие университеты открывают такие школы по своим профильным направлениям — к примеру, кино, звукорежиссура, дизайн, анимация, журналистика, медиакоммуникации и другие.

          Технопарки и креативные кластеры – Мосфильм, Artplay, Винзавод – реализуют образовательные программы для школьников, стараются работать не только с получившими профильное образование дизайнерами, художниками, галеристами, но и занимаются подготовкой новой волны, новой плеяды профессионалов творческой сферы.

          Что получается? Несмотря на стремительное развитие креативных индустрий и заметное увеличение их доли в экономике, на этапе выбора образовательной программы для будущей профессии ребенка у родителей и у самих школьников сохраняется ощутимая неопределенность и непонимание состояния, структуры и профессионального разнообразия креативных индустрий.

          Новые и непривычные профессии в креативных областях не всегда понятны родителям и могут отпугнуть от выбора области, которая только получает свое активное развитие. Поэтому многие культурные и образовательные организации начинают активнее работать с детьми со школьных лет: так они смогут подробнее узнать о новых и актуальных профессиях, понять свой потенциал, а в дальнейшем сделать правильный выбор.
          [1] Оценка ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе данных Банка России и Федеральной таможенной службы.
          [2] Оценка ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.
          Авторы:
          Татьяна Абанкина
          научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ, Директор центра Креативной экономики Факультета городского и регионального развития, кандидат экономических наук
          Михаил Гершман
          директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ
          МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ