Понятие «креативные индустрии» было введено в политический дискурс в Великобритании в середине 1990-х и символизировало новый курс на обновление экономики страны. Это был своего рода «ребрендинг» культурных индустрий, традиционно ассоциируемых с «высоким» искусством, в направлении креативных – как более трендовых, молодежных и современных. Вслед за Великобританией понятие распространилось по всему миру, страны начали разрабатывать стратегии и конкретные механизмы поддержки креативных индустрий.
Новизна этой политики заключалась в попытке объединить множество отдельных секторов в единый объект государственного регулирования. С этим связаны и некоторые сложности. Во-первых, существует проблема так называемой ведомственной разобщенности, когда, например, за сферу культуры и искусства отвечает одно министерство, за разработку видеоигр – другое, а механизмы координации между ними отсутствуют или недостаточны. Во-вторых, есть различия между самими креативными индустриями: для выработки действенных мер поддержки необходимо учитывать их специфику и существующие проблемы.
В странах, нацеленных на развитие креативных индустрий, как правило, это понятие четко определено в нормативной правовой базе и в статистике, приняты соответствующие стратегии и программы, в рамках которых поддерживаются конкретные организации или творческие индивиды. Например, в Европе распространены индивидуальные гранты людям творческих профессий, а также микрогранты или микрозаймы для малых предприятий креативного сектора. Большое число мер направлено на обучение и консультационную поддержку предпринимателей в креативных индустриях, кластерное взаимодейстие, создание творческих пространств на месте старых промышленных объектов. Проводятся регулярные международные конкурсы, фестивали, креативные недели.
В 2020 году многие креативные индустрии пострадали из-за последствий пандемии. Ведущие страны предоставили существенный объем поддержки творческим организациям и индивидам, финансируя заработную плату работников, предоставляя отсрочки по уплате налогов и льготные кредиты соответствующим организациям. Для компаний креативных индустрий вызов пандемии одновременно создал и новые возможности, стал стимулом к цифровизации и инновационному развитию. Как подтверждают данные за 2021 год, многим странам удалось преодолеть последствия пандемии в креативном секторе и создать предпосылки для его дальнейшего роста.
На сегодняшний день в мире нет единого понимания того, какие индустрии относятся к креативным. Имеются рекомендации (
таких как ЮНЕСКО, ЮНКТАД, ВОИС и др.), а также практики классификации данного сектора в ведущих странах. Состав этих классификаций совпадает примерно на 60-80%. Но так или иначе есть консенсус, что это те виды деятельности, значимая часть добавленной стоимости которых формируется за счет творчества и управления правами на интеллектуальную собственность. Как раз сейчас в рамках реализации Концепции развития творческих (креативных) индустрий в российском экспертном сообществе идет активная дискуссия относительно того, какие отрасли следует считать «креативными».