Как выстроить образовательную траекторию ребенка: 4 важные категории

Редакция Forbes Russia Education
По статистике, россияне в среднем тратят около 22% семейного бюджета на обучение детей, при этом 73% респондентов хотели бы вкладывать еще больше, а 48% считают необходимым копить на образование. Почему родители столько тратят на учебу детей и почему просто школы уже недостаточно, обсуждали на одной из сессий онлайн-фестиваля для родителей SmartFest, организованного онлайн-школой для детей и подростков Skysmart. Юлия Черепанова, руководитель Forbes Russia Education, приняла в ней участие и рассказала, как можно выстроить образовательную траекторию ребенка, чтобы не жалеть о потраченных суммах.
    Может ли общеобразовательная школа дать ребенку все необходимые знания и навыки?
    Ребенок учится не только в школе – дети учатся каждую минуту своей активной жизни, поэтому ожидать, что школа даст все необходимые навыки и знания, точно не стоит. В большинстве случаев школы стремятся к тому, чтобы вложить в головы ученикам определенный набор знаний по предметам. К сожалению, такой подход не отражает реальные потребности времени. И если 50 лет назад было очень важно помнить наизусть, например, формулы, чтобы не искать их каждый раз в справочниках, то сейчас любую информацию можно быстро найти в интернете. На первый план выходят совсем другие вещи – не формальные знания, а навыки, которыми должен обладать ребенок: творческое и критическое мышление, умение находить и анализировать информацию, быстро учиться. И приобрести эти навыки намного сложнее, чем выучить формулы или даты по истории. К сожалению, большинство школ с этим не так хорошо справляется. На плечи родителей ложится непростая задача: им необходимо создать такую образовательную среду, за пределами школы, где ребенок сможет эти навыки развить. В целом, если школа хотя бы на 60% закрывает образовательные потребности семьи, то это уже очень хорошая школа.
        Дополнительное образование – важный инструмент для успешного будущего ребенка: как в него правильно инвестировать, чтобы не жалеть о потраченных деньгах?
        В зависимости от возраста распределение затрат может быть разным. Чем младше ребенок, тем меньше ему нужно углубленных предметов и академических знаний, и тем важнее для его полноценного развития живое взаимодействие с физическим миром. Соответственно, в дополнительном образовании дошкольников и младших школьников лучше уделить больше внимания спорту и творчеству, причем важно, чтобы обучение проводилось в игровом формате. Многим родителям кажется, что ребенок учится, только когда он очень дисциплинированно сидит за столом. Это большое заблуждение. На самом деле, все наоборот: чем больше на занятиях движения и естественности, смены видов деятельности, тем полезнее уроки.

        Планируя образовательную траекторию детей среднего и старшего школьного возраста, важно учитывать программу подготовки в школе, оценить, какие предметы преподаются на достаточном уровне, а в чем дефицит, что нужно компенсировать с помощью дополнительно образования. Например, случается так, что учитель не может найти подход к ребенку и предмет становится «нелюбимым». В таком случае, попробуйте инвестировать в то, чтобы ребенок полюбил предмет: найдите репетитора или занятия, которые ему понравятся, вдохновят на изучение предмета.

        Нередко родители нанимают репетитора, чтобы «подтянуть знания и улучшить оценки в школе», не осознавая, что существует принципиальная развилка: либо репетитор учит вашего ребенка предмету, либо выполняет с ним домашнее задание. В процессе совместного выполнения «домашки», ребенок по факту системно предмет не изучает, а просто улучшает оценки. Не стоит рассматривать такой формат дополнительного образования как «инвестицию». Это, скорее, покупка в кредит чего-то красивого, но совершенно бесполезного (в данном случае – оценок). Обучать предмету и помогать с домашним заданием – это два принципиально разных вида деятельности, особенно если ребенок уже «отстал» по предмету. Совместить их в рамках одного урока невозможно. Так что, родителям стоит еще на берегу определиться, что для них важнее – оценки в школе или реальные знания.
          Как определить склонности ребенка, чтобы выбрать подходящие дополнительные занятия?
          Склонности ребенка можно определить только методом проб и ошибок. Заранее посмотрев на ребенка, вы никогда не скажете, что точно ему подойдет, а что вызовет отвращение. Нужно дать ребенку попробовать как можно больше всего. Если не понравился один вид спорта, пробуйте другой, третий – и так пока не найдете занятия, которые его вдохновят. Помимо вида деятельности важна личность преподавателя, насколько он сможет заинтересовать и вовлечь ребенка в свой предмет. Поэтому лучший вариант — посещать пробные уроки, искать преподавателей и группы, где ребенок будет заниматься с удовольствием. А если что-то не нравится, вызывает отрицательные эмоции — искать другие варианты, не зацикливаться.
            Как выстроить образовательную траекторию ребенка?
            Первоочередная задача, которая стоит перед родителями, — определиться с приоритетами, четко их сформулировать и соотнести, собственно, с возможностями и интересами ребенка. Важно понимать: ребенок – субъект, он должен участвовать в планировании своего обучения, его мнение нельзя игнорировать. Вовлекая ребенка в принятие решений, вы развиваете в нем ответственность, самостоятельность, проактивность.

            Главный принцип в обучении ребенка такой же, как в медицине: «не навреди!».

            При планировании образования можно выделить четыре основные категории: академические знания, творчество, спорт и волонтерская деятельность. Как спланировать образовательную траекторию по этим четырем векторам?

            Академические знания
            Здесь родителям важно ответить на два вопроса: «Какие предметы вы считаете обязательными для углубленного изучения?» и «Что хочет изучать ребенок?». Ответы необходимо сопоставить, уделить внимание пунктам, где нет совпадения мнений родителей и ребенка, попробовать понять, почему не сходится. Например, родители считают, что очень важно углубленно изучать математику, а ребенок не любит цифры. Нужно разобраться, в чем проблема, почему он не хочет заниматься математикой. Возможно, ему просто не нравится учитель в школе. Тогда проблему можно решить с помощью репетитора или дополнительных занятий по предмету – другой педагог может совершенно по-иному объяснять, раскрыть суть, поможет ребенку полюбить предмет.

            Не расстраивайтесь, если чего-то, что нравится ребенку, нет в вашем списке, — это здорово! Это значит, что ребенок сам научился находить для себя что-то интересное. Обязательно прислушайтесь к его мнению и желаниям, включите эти треки обучения в его траекторию.

            Творчество
            С одной стороны, может показаться, что в старших классах важно сдать ЕГЭ на 100 баллов и нет времени заниматься рисованием, лепкой, музыкой или еще чем-то подобным. Но не стоит забывать, что многие навыки формируются именно в творчестве. Поэтому даже в программе обучения старшеклассников лучше постараться сохранить занятия, где ребенок сможет развивать свой креативный потенциал.

            Тем более, что многие эксперты, говоря о профессиях будущего, однозначно сходятся на двух направлениях: технические науки и креативные индустрии. Существует устойчивое убеждение, что творческие профессии — это «IT» будущего, то направление, которое через 5–10 лет станет самым востребованным, а специалисты отрасли будут самым высокооплачиваемыми.

            Спорт
            Спорт однозначно важен: это культура здорового образа жизни, привычка держать себя в хорошей форме. При выборе спортивных занятий родители должны искать что-то, что нравится ребенку, и ни в коем случае не заставлять. Ребенку не нравится плавание? Попробуйте командный спорт футбол или более креативный вариант – танцы. Нужно помнить, что цель этих занятий – сформировать привычку регулярно заниматься спортом, получать от процесса удовольствие, а не сделать из ребенка олимпийского чемпиона. Совет родителям – внимательно искать тренера, который с уважением относится к своим подопечным, и не обращать внимания на стереотипы: ничто не мешает девочкам играть в футбол, а мальчикам – танцевать.

            Волонтерская деятельность
            Мало, кто задумывается о включении волонтерства в образовательную траекторию детей, считая, что оно не имеет практически никакого значения. И зря. Распространенная проблема, с которой сталкиваются старшие школьники и их родители – выбор вуза и специальности. Казалось бы, причем тут волонтерство? А ведь подростку сложно определиться с выбором профессии именно потому, что у него нет никакого (даже примерного) представления о повседневной профессиональной жизни. Волонтерская деятельность — это возможность получить опыт, попробовать себя в деле, осознать, к чему лежит душа. Можно начать со стажировки в офисе у родителей или у друзей родителей, поискать объявления о найме низкоквалифицированного персонала, помогать приютам и благотворительным фондам. Чем больше видов деятельности удастся попробовать, чем в большем количестве коллективов и форматов организаций получится поработать, тем больше старшеклассник будет понимать о себе, о своих профессиональных наклонностях, карьерных предпочтениях и ожиданиях.
              МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ