Первоочередная задача, которая стоит перед родителями, — определиться с приоритетами, четко их сформулировать и соотнести, собственно, с возможностями и интересами ребенка. Важно понимать: ребенок – субъект, он должен участвовать в планировании своего обучения, его мнение нельзя игнорировать. Вовлекая ребенка в принятие решений, вы развиваете в нем ответственность, самостоятельность, проактивность.
Главный принцип в обучении ребенка такой же, как в медицине: «не навреди!».
При планировании образования можно выделить четыре основные категории: академические знания, творчество, спорт и волонтерская деятельность. Как спланировать образовательную траекторию по этим четырем векторам?
Академические знания Здесь родителям важно ответить на два вопроса: «Какие предметы вы считаете обязательными для углубленного изучения?» и «Что хочет изучать ребенок?». Ответы необходимо сопоставить, уделить внимание пунктам, где нет совпадения мнений родителей и ребенка, попробовать понять, почему не сходится. Например, родители считают, что очень важно углубленно изучать математику, а ребенок не любит цифры. Нужно разобраться, в чем проблема, почему он не хочет заниматься математикой. Возможно, ему просто не нравится учитель в школе. Тогда проблему можно решить с помощью репетитора или дополнительных занятий по предмету – другой педагог может совершенно по-иному объяснять, раскрыть суть, поможет ребенку полюбить предмет.
Не расстраивайтесь, если чего-то, что нравится ребенку, нет в вашем списке, — это здорово! Это значит, что ребенок сам научился находить для себя что-то интересное. Обязательно прислушайтесь к его мнению и желаниям, включите эти треки обучения в его траекторию.
Творчество С одной стороны, может показаться, что в старших классах важно сдать ЕГЭ на 100 баллов и нет времени заниматься рисованием, лепкой, музыкой или еще чем-то подобным. Но не стоит забывать, что многие навыки формируются именно в творчестве. Поэтому даже в программе обучения старшеклассников лучше постараться сохранить занятия, где ребенок сможет развивать свой креативный потенциал.
Тем более, что многие эксперты, говоря о профессиях будущего, однозначно сходятся на двух направлениях: технические науки и креативные индустрии. Существует устойчивое убеждение, что творческие профессии — это «IT» будущего, то направление, которое через 5–10 лет станет самым востребованным, а специалисты отрасли будут самым высокооплачиваемыми.
Спорт Спорт однозначно важен: это культура здорового образа жизни, привычка держать себя в хорошей форме. При выборе спортивных занятий родители должны искать что-то, что нравится ребенку, и ни в коем случае не заставлять. Ребенку не нравится плавание? Попробуйте командный спорт футбол или более креативный вариант – танцы. Нужно помнить, что цель этих занятий – сформировать привычку регулярно заниматься спортом, получать от процесса удовольствие, а не сделать из ребенка олимпийского чемпиона. Совет родителям – внимательно искать тренера, который с уважением относится к своим подопечным, и не обращать внимания на стереотипы: ничто не мешает девочкам играть в футбол, а мальчикам – танцевать.
Волонтерская деятельность Мало, кто задумывается о включении волонтерства в образовательную траекторию детей, считая, что оно не имеет практически никакого значения. И зря. Распространенная проблема, с которой сталкиваются старшие школьники и их родители – выбор вуза и специальности. Казалось бы, причем тут волонтерство? А ведь подростку сложно определиться с выбором профессии именно потому, что у него нет никакого (даже примерного) представления о повседневной профессиональной жизни. Волонтерская деятельность — это возможность получить опыт, попробовать себя в деле, осознать, к чему лежит душа. Можно начать со стажировки в офисе у родителей или у друзей родителей, поискать объявления о найме низкоквалифицированного персонала, помогать приютам и благотворительным фондам. Чем больше видов деятельности удастся попробовать, чем в большем количестве коллективов и форматов организаций получится поработать, тем больше старшеклассник будет понимать о себе, о своих профессиональных наклонностях, карьерных предпочтениях и ожиданиях.