Нефть, наука и большие перемены: ректор АГНИ о модернизации института

В 2022 году Альметьевский государственный нефтяной институт (АГНИ) занял 7-е место в рейтинге нефтяных вузов по версии EDUNEWS и был назван наиболее динамично развивающимся высшим учебным заведением. Нововведений действительно много: новый кампус, новаторские учебные программы, сотрудничество с крупными университетами России и зарубежья. О том, как изменяется институт — главный образовательный и научный партнер ПАО «Татнефть», — в интервью с ректором АГНИ Александром Дьяконовым.
Какой багаж собрал АГНИ за 65 лет своего существования? Когда и как пришло осознание, что настало время меняться, и что представляет из себя вуз сегодня?
Александр Дьяконов, ректор АГНИ
Когда на юго-востоке Татарстана началась разработка Ромашкинского месторождения, это был сельскохозяйственный район. Для успешной разработки нового месторождения необходимы были кадры инженеров-нефтяников. Оптимальным решением стала их подготовка из числа работников нефтедобывающих предприятий региона. Поэтому в 1956 году в Альметьевске открыли учебно-консультационный пункт (УКП) заочного факультета Московского нефтяного института имени И. М. Губкина. После нескольких реорганизаций в 1959 году УКП был преобразован в Татарский заочный факультет (ТВФ) Московского института нефтехимической и газовой промышленности (МИНХ и ГП) имени И. М. Губкина. В этом статусе ТВФ просуществовал более 30 лет и подготовил для нефтегазовой промышленности по пяти специальностям около 3000 инженеров-нефтяников. В 1992 году ТВФ получил статус самостоятельного вуза — Альметьевский нефтяной институт, впоследствии преобразованный в Альметьевский государственный нефтяной институт (АГНИ).

О высоком уровне подготовки специалистов в вузе свидетельствует тот факт, что многие из них внесли большой вклад в становление нефтяной промышленности России и определяют в значительной степени современную политику отрасли.

Потребность в инженерных кадрах на современном этапе разработки месторождений не уменьшилась. Однако изменение условий разработки месторождений и развитие технологий обусловили потребность преобразования института в Высшую школу нефти: меняется стратегия развития, расширяются направления деятельности и, как следствие, место в российской и мировой нефтяной науке.
Я убежден, что на первом месте в любом вузе, желающем развиваться, должна стоять наука. Не наука ради науки, а наука для решения тех задач, которые ставят государство и высокотехнологичное производство. Наука генерирует новое знание, использование которого в учебном процессе позволяет обеспечивать и его актуальность тоже, чтобы всегда быть в ногу со временем, а в идеале — на шаг впереди.
Я убежден, что на первом месте в любом вузе, желающем развиваться, должна стоять наука. Не наука ради науки, а наука для решения тех задач, которые ставят государство и высокотехнологичное производство. Наука генерирует новое знание, использование которого в учебном процессе позволяет обеспечивать и его актуальность тоже, чтобы всегда быть в ногу со временем, а в идеале — на шаг впереди.
Высшая школа нефти появилась вместе с реализацией проекта нового кампуса. Он еще не достроен, но новые лаборатории и общежитие уже стали легендами. Какая идея была заложена в проект и каким будет кампус по окончании строительства?
Лекционное занятие
Хочу отдельно отметить постоянное и особое внимание со стороны научного партнера к вопросу формирования не только концепции создаваемого кампуса, который, конечно, должен быть архитектурным арт-объектом мирового уровня, но и к содержанию всех базисов и составляющих науки и образования в кампусе.

В первую очередь наш кампус должен быть центром интеллектуальной и культурной силы, притягивать к себе студентов, преподавателей, ученых и жителей города. В нем должно быть, безусловно, комфортно получать образование, заниматься наукой и постоянно развиваться, проводить свободное время: в кампусе смогут найти себе занятие по душе люди всех возрастов. Мы планируем, что многие объекты, например, спортивные и социально-культурные, будут доступны не только студентам и сотрудникам, но и жителям города. В связи с этим особое внимание при проектировании уделяется вопросам комфортной безопасности.

В настоящее время уже сдано три объекта — два общежития и лабораторный корпус. Завершается строительство первого квартала жилых домов для профессорско-преподавательского состава и научных работников, детского сада и спортивного центра. В следующем году планируется ввод в эксплуатацию учебно-лабораторного корпуса, а через два-три года — новых кварталов жилых домов с социальными объектами и развитой инфраструктурой.
Кампус — это не просто красивый городок для проживания, а место, дающее возможность каждому развиваться и заниматься своим актуальным делом.
Кампус — это не просто красивый городок для проживания, а место, дающее возможность каждому развиваться и заниматься своим актуальным делом.
Это та площадка, на которой будет вестись фундаментальная научная работа совместно с институтами Российской академии наук, отраслевые исследования для ПАО «Татнефть» во взаимодействии с корпоративным институтом ТатНИПИнефть, а также будут проводиться грантовые исследования в партнерстве с российскими и зарубежными вузами.
Кампус Альметьевского государственного нефтяного института (АГНИ)
Получается, что растет научный городок?
Да, именно так. Научный городок, в котором из науки получается конкурентоспособное образование. Планируется, что на территории кампуса будут переплетены образовательные и научные организации, передовые промышленные предприятия и компании, стартапы и инвесторы. При этом они будут связаны друг с другом партнерскими отношениями. Например, уже сейчас студенты института выполняют лабораторные работы в рамках учебных дисциплин под руководством ученых. Сотрудники исследовательских институтов знакомятся с ребятами, общаются и подбирают себе кандидатов для привлечения в научные проекты или даже делают предложения по трудоустройству.
Как мы удачно подошли к нашему следующему вопросу. Меняются не только корпуса, но и программы и форматы обучения. Как строится сейчас образовательная траектория в ВШН и какие нововведения ее ждут в ближайшем будущем?
Студенты в лаборатории
У нас соединяются индивидуальная траектория образования и модульная система. Бакалавриат в первые два года — это базовые гуманитарные и общеинженерные дисциплины, а в следующие два года — специализация. Существенным образом пересмотрено и содержание образовательных программ. Студенты всех направлений подготовки углубленно изучают иностранные языки (сейчас это на выбор английский и китайский), цифровые технологии, основы энергоэффективности и энергосбережения, участвуют в командной проектной деятельности.

С третьего курса студенты могут выбрать дополнительную специализацию и параллельно получить еще один диплом — о профессиональной переподготовке. Мы принципиально формируем систему, в которой студенты осваивают дополнительную специализацию, не связанную с их основным направлением обучения. Такой подход позволяет сформировать междисциплинарные знания и достаточно уникальные компетенции, очень востребованные на рынке труда.

Также мы даем возможность получить рабочую профессию, взаимодействуя в этом направлении со специализированными центрами подготовки кадров и СПО. Профессия позволяет на старших курсах глубже понимать теорию, а кроме того, проходить практику непосредственно на производстве. Например, получить допуск и пройти практику на буровой студентам нефтегазового направления можно только при наличии соответствующей рабочей профессии.

Отдельно следует отметить реализацию с 2022 года проекта Передовой инженерной школы совместно с Университетом ИТМО, где будет вестись подготовка инженеров категории «лидер инженерной группы», которые обеспечат технологическую цифровую трансформацию экономики на региональном и федеральном уровне, а также смогут создавать и запускать собственные стартапы с интеграцией инновационных продуктов на рынок. Специализация школы — биотехнологии, программа магистратуры «Искусственный интеллект в биотехнологических системах». Это направление выбрано неслучайно. В условиях энергоперехода и климатических изменений мы рассматриваем биотехнологии как перспективное направление для обеспечения устойчивости и возможность развития научной и предпринимательской среды. Целевым результатом ПИШ станет устойчивая система подготовки квалифицированных инженеров — лидеров изменений, носителей новых компетенций, способных сделать «шаг развития» компании или отрасли в новых конкурентных условиях динамично меняющихся рынков.
Как организована практикоориентированность?
В целом все направлено на повышение уровня самостоятельности студента. Начиная с первого курса все студенты в командах выполняют различные проекты, которые с каждым курсом становятся сложнее и ближе к выбранной ими специализации. И когда они выходят на выпускную квалификационную работу, то уже предлагают в рамках нее решения для реальных производственных задач. Магистры реализуют свои проекты рука об руку с научными сотрудниками исследовательских институтов или институтами Российской академии наук.

Следует отметить, что для системной организации такой работы у нас реализуются два проекта. Первый — так и называется «Впроекте». Предприятия различного профиля (нефтедобывающие, машиностроительные и др.) ставят задачи, которые необходимо решить. Студенты под руководством специалистов-практиков этих предприятий участвуют в решении поставленных задач. Подключиться к проекту можно на любом этапе обучения: от первого курса бакалавриата до окончания магистратуры. В процессе выполнения поставленных задач студенты, во-первых, приобретают навыки практической работы, во-вторых, полученные результаты могут использовать при выполнении курсовых или выпускных квалификационных работ. И, что немаловажно, по результатам работы получают соответствующее денежное вознаграждение. Ну и самый главный итог участия в программе «Впроекте» — трудоустройство на эти предприятия.

Второй проект — «Профессионализм от первого лица». К нам приходят и читают лекции профессионалы и эксперты. Это такой опыт, который больше нигде не получишь, — только от успешных практикующих специалистов. Кроме того, значительная доля студентов проходят практику в компаниях с предоставлением рабочего места.
ВШН — отраслевой вуз с глубокой экспертизой в нефтяной отрасли. Однако говорят, что будущее — за универсальными специалистами. Как в институте получается «добирать» экспертизу из смежных отраслей? Помогают ли другие вузы?
Как я уже отмечал, наш учебный процесс выстраивается именно в концепции формирования междисциплинарности знаний и навыков. Сейчас делаем акцент на встраивание IT-компетенций во все образовательные программы, активно развиваем обучение информационным технологиям и работе с большими данными, которые позволяют получать результаты совершенно иного качественного и количественного уровня. Открыли три новых направления бакалавриата: программная инженерия, бизнес-информатика и техносферная безопасность и две сетевые программы магистратуры.

Выстраиваем сетевое взаимодействие с Университетом ИТМО, Новосибирским государственным техническим университетом, Казанским федеральным университетом, Уфимским государственным нефтяным техническим университетом и другими.
Каким, на ваш взгляд, будет выпускник обновленной ВШН?
Выпускник-бакалавр — это специалист, имеющий хорошую общеинженерную и информационную подготовку, готовый работать в команде и заниматься саморазвитием.

Основной акцент мы делаем на подготовке наших выпускников-магистров.

Это может быть магистр, готовый взять определенную задачу в компании и решать ее, создав команду, и, главное, отвечать за свои результаты.

А может быть, магистр, выбравший научное направление деятельности, и тогда он будет способен заниматься исследованиями высокого уровня, опережающими запросы производства.

И третье направление, которым мы сейчас активно занимаемся: подготовка магистров-предпринимателей, которые будут готовы выводить инженерные решения в тиражируемый продукт или результаты научных исследований доводить до коммерческого уровня.
Процесс строительства кампуса Альметьевского государственного нефтяного института (АГНИ)
Продолжая тему работы: содействует ли институт трудоустройству своих студентов и выпускников?
В этом у нас, наверное, исторически никогда не было проблем. АГНИ сегодня более чем на 70% покрывает потребности нефтегазовых предприятий республики в высококвалифицированных кадрах. Выпускники АГНИ работают в более чем 30 регионах России и за рубежом. Уровень трудоустройства наших выпускников составляет 85%.

С первого курса у всех наших студентов есть возможность работать над проектами и получать заработную плату. Это и дополняет учебу, и погружает в специальность. Еще у нас есть центр карьеры. Он помогает сделать портфолио студента или выпускника, правильно разместить его в соответствующих информационных системах, выйти на желаемую профессиональную траекторию, пройти собеседования.
Сейчас много говорят об укреплении сотрудничества с Китаем. ВШН, как мы знаем, не стала исключением. Расскажите, пожалуйста, подробнее о связях в китайском направлении.
С Китаем, а именно с Профессиональным институтом города Дунъин, мы заключили соглашение в 2021 году. У нас много общего: они тоже находятся в нефтяной провинции, мы очень похожи по направлениям подготовки, по структуре специальностей, которым обучаем. Был заключен меморандум о международном обмене и сотрудничестве между нашими институтами. Первым шагом стало открытие центра изучения китайского языка у нас и центра изучения русского языка на базе их института. Можно уже похвастаться первым выпуском студентов, которые учили китайский. Данное направление очень востребовано — в этом году нам чуть ли не конкурс пришлось объявлять для желающих учить китайский.
Нефтяная отрасль весьма специфична: здесь есть место и инженерным прорывам, и зеленой повестке, и информационно-техническим интеграциям. Что ждет ее в будущем? Какие новые профессии и направления в ней будут востребованы и начали ли уже их изучать в ВШН?
Главный корпус АГНИ
Я вижу большую перспективу в биотехнологических методах получения энергетических ресурсов. Здесь много различных аспектов, в том числе и непосредственно связанных с нефтяной отраслью. А биотехнологии неразрывно связаны с IT-технологиями, поэтому сейчас мы взаимодействуем с Университетом ИТМО при реализации магистерской программы «Искусственный интеллект в биотехнологических системах». И далее будем это направление расширять.

Но важнее даже другое.
Сейчас, к сожалению, мало лидеров, которые могли бы не просто генерировать мысли, а предложить идею, адаптировать ее под события, происходящие во внешнем мире, взять ответственность за ее выполнение, сформировать команду и реализовать. Вот это, пожалуй, главное направление нашего развития.
Сейчас, к сожалению, мало лидеров, которые могли бы не просто генерировать мысли, а предложить идею, адаптировать ее под события, происходящие во внешнем мире, взять ответственность за ее выполнение, сформировать команду и реализовать. Вот это, пожалуй, главное направление нашего развития.
Вот это, пожалуй, главное направление нашего развития.
Трансформация — процесс не одного дня и даже не одного года. Какие у вуза планы на ближайшие годы?
Первое — усиление профессорско-преподавательского состава по направлениям тех научных исследований, которые мы развиваем. Развитие межвузовского взаимодействия в научном плане. Для этого в ноябре мы проведем «Школу научных лидеров»: со всей России соберем молодых кандидатов наук и аспирантов. Коллаборация с российскими и зарубежными университетами, чтобы те новые кадры, которые придут, не останавливались на достигнутом. Надо, чтобы они находились и в научном, и в образовательном тонусе и поиске.

И, конечно, увеличение численности наших абитуриентов, прежде всего повышение доли иностранных студентов.
Альметьевский государственный нефтяной институт является единственным профильным техническим высшим учебным заведением юго-востока Татарстана, осуществляющим подготовку специалистов для нефтедобывающей промышленности и смежных отраслей.

АГНИ ведет подготовку по 10 направлениям подготовки бакалавриата, 5 направлениям подготовки магистратуры и 5 программам аспирантуры. В профессорско-преподавательский состав входит свыше 100 человек, из них 16 докторов наук и 65 кандидатов наук.

АГНИ является обладателем трёх грантов Федерально-целевой программы, институт регулярно занимает место в рейтинге «Три миссии университета». Студенческое научно-техническое общество АГНИ дважды признано лучшим среди вузов РТ. Студенческая секция общества инженеров – нефтяников SPE АГНИ является обладателем престижной Международной награды «Outstanding Student Chapter».

#ИНФОРМАЦИОННАЯ_ПОДДЕРЖКА
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ