Из абитуриента в профессионалы: как частный университет готовит кадры для бизнеса

Юров Сергей Серафимович
профессор, ректор АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»
Меня часто спрашивают: «В чем нюансы обучения в частном вузе?». Предлагаю обсудить этот вопрос на примере вуза, которым я руковожу, – АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Самоокупаемость vs «бюджет»

Основная цель любого университета – дать всем желающим возможность получить высшее профессиональное образование. В предпринимательском университете цель эта достигается только на основе принципов самоуправления и самоокупаемости. Никак иначе.

В частном университете все очень прозрачно: деканаты следят за соответствием образовательных программ и квалификаций преподавателей требованиям государственных образовательных стандартов, отвечают за государственную аккредитацию, контролируют выполнение студентами договорных обязательств и стимулируют их участие в общеинститутских мероприятиях; кафедры (профили) ответственны за актуальность и качество полученных выпускниками профессиональных компетенций и навыков, а также за общественно-профессиональную аккредитацию (оценку подготовки выпускников реальным бизнесом).

На основании такой нехитрой модели формируются и план набора студентов, и фонд оплаты труда преподавателей, администрации, и затраты на техническое оснащение, другие сопутствующие образовательному процессу расходы, и, в конечном итоге, стоимость обучения одного студента.

Раскрою секрет. Вернее, даже два:
во-первых, за каждое бюджетное место вузам сегодня выделяется 50 тысяч рублей в год, тогда как реальные затраты на обучение одного студента у нас в институте составляют 250-300 тысяч рублей в год;
во-вторых, мы вынуждены нести дополнительные затраты, связанные с выполнением всех требований государственных образовательных стандартов, исключительно для получения студентами и преподавателями льгот, которые дает статус вуза, имеющего гос.аккредитацию. При этом примечательно, что выполнение требований государственных образовательных стандартов не интересует реальный бизнес, особенно в креативных областях, для которых мы и готовим специалистов.

Только практики, только радикальный подход

Мир диктует свои требования к преподавателям: они должны быть компетентны в постоянно развивающихся современных технологиях практического бизнеса. В наше время ученая степень, полученная преподавателем, защитившим диссертацию по прикладной научной теме, свидетельствует исключительно о его способности выполнить законченное научное исследование, и слабо помогает ему обучать студентов новейшим практическим технологиям, только если он сам не является участником или консультантом бизнеса.

Сейчас, как никогда, возникает противоречие между требованием государственных образовательных стандартов иметь в вузе обязательное количество преподавателей с ученой степенью и необходимостью подбирать преподавателей, способных дать студентам компетенции и навыки, знания технологий, которые нужны работодателям.

Идеальный преподаватель-наставник – тот, кто сам достиг значимых позиций в реальных секторах бизнеса, науки или искусства, имеет признание в профессиональном сообществе и продолжает свою практическую деятельность, совмещая ее с педагогической. Именно таких руководителей профильных образовательных программ мы и подбираем.

В нашем институте руководитель профиля не только формирует профессиональную концепцию программы обучения, но и подбирает в свою команду преподавателей дисциплин – участников или консультантов соответствующего реального бизнеса.

Подобным образом, студенты получают уникальные практические знания. Только так может быть обеспечена успешная подготовка к реальным компетенциям и навыкам, востребованным потенциальными работодателями.
Во многих вузах удовлетворение государственных образовательных стандартов приводит к тому, что процесс обучения ведут, как правило, вузовские преподаватели с большим опытом работы в сфере образования, а практики трудятся на полставки (из расчета 1 практик на 10 теоретиков).
Идеальная среда обучения

Надеюсь, вы не будете спорить с тем, что всемерно развить способности студентов можно только в условиях приближенных к индивидуальному обучению, а также при наличии не одного, а нескольких наставников. Такой подход обеспечивает получение студентом всего многообразия способов решения множества творческих задач.

Большие студенческие потоки несложно обучать теоретическим знаниям, читая им лекции и раздавая списки учебных пособий для самостоятельной работы. Такой подход, даже с большей эффективностью, может быть заменен онлайн-курсами. А вот подготовить студента к реальной практической деятельности, научить его видеть прорывные бизнес-идеи, уметь их капитализировать, коммуницируя в команде, возможно лишь в среде, максимально приближенной к атмосфере работы творческого коллектива.

Для создания подобной уникальной среды мы разработали и успешно применяем инновационную образовательную технологию «Бизнес – практика». На занятиях студенты, начиная уже с первого курса, учатся работать в команде, решая практические задачи, которые им ставят не преподаватели, а руководители или топ-менеджеры компаний, владельцы агентств и дизайн-бюро.

Решение практических задач на основе полученных теоретических знаний в атмосфере бизнес-инкубатора позволяет развить у студентов, наряду с профессиональными навыками, креативность, воображение, инициативу и лидерство. В этой образовательной технологии бизнес не просто принимает участие, он в ней – главный судья. Приглашённые эксперты и представители бизнеса имеют возможность непредвзято оценивать качество подготовки на открытых просмотрах итоговых работ за семестр и на защитах выпускных дипломных работ перед аттестационной комиссией.

Инновационные программы

Современный мир – это мир быстро меняющихся индустрий и технологий. Сегодня трендовыми являются образовательные программы, сформированные на стыке отраслей знаний. Вуз обязан дать студенту такие знания и навыки, которые он может капитализировать впоследствии в практической деятельности. Для работы в креативных индустриях мы создаем и актуализируем современные образовательные программы: «Менеджмент в дизайн-бизнесе», «Бренд-менеджмент», «Цифровой маркетинг» и другие, - все они требуют формирования нового поколения профессорско-преподавательского состава.

А для школьников выпускных классов мы ввели, так называемый, нулевой курс, на котором будущие абитуриенты получают не только необходимые для продолжения обучения на первом курсе знания, проверяют обоснованность выбора будущей деятельности, но и учатся учиться в вузовской атмосфере.


Alumni

В нашей образовательной модели важной частью стало взаимодействие выпускников и студентов. Мы ежегодно проводим конференции выпускников, на которых студенты получают честную информацию о том, как учеба в вузе подготовила к профессиональной деятельности, на какие зарплаты можно рассчитывать после окончания, какие перспективы профессионального роста их ожидают. Имея абсолютное доверие к нашему качеству обучения, выпускники способствуют прохождению производственной практики студентами на тех предприятиях, где они работают, вовлекают их в выполнение совместных исследовательских и творческих проектов. Такой подход позволяет установить прочную связь «вуз – бизнес» и углубить понимание профессиональных целей образования, а значит, и важности развития потенциала студентов.

Бесплатное в платном

Аксиома: чем больше «разумных» студентов учатся в вузе, тем выше его статус. Отсюда и берется приоритет набора в институт способных абитуриентов и удержания их для обеспечения конкурентоспособности на отечественном и мировом уровнях.

Дополнительной мотивацией студентов к развитию инициативы и творческого потенциала является введённая у нас система грантов на бесплатное обучение. Институт выделяет около 10% от своего дохода на финансирование образования студентов, которые учатся на «отлично» и, главное, активно участвуют в профессиональных конкурсах, выставках, конференциях и т.п. Таким образом, мы растим талантливых студентов независимо от их материальных возможностей. Дополнительное преимущество такого подхода – здоровая конкуренция. За гранты можно бороться на протяжении всей учебы, - так, мы помогаем психологически адаптироваться к конкурентной профессиональной среде, в которую студенты попадают, окончив институт.


АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»

Адрес: 129090, Москва, Протоповский переулок, 9
Сайт: obe.ru
Телефон: +7 (495) 790-01-81
Электронная почта: inobe@obe.ru


4 июня / 2020
#ПАРТНЕРСКИЙ_МАТЕРИАЛ
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Будьте в курсе!
Получайте актуальную информацию о мероприятиях и новых материалах об образовании от Forbes Education.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных согласно 152-ФЗ. Подробнее