Особенность, а не изъян: что нужно знать педагогам, обучающим леворуких детей

автор Forbes Russia Education

От 20 до 60% учащихся начальной школы в России испытывают трудности при освоении навыков чтения и письма. Хотя количество праворуких и леворуких среди них примерно одинаковое, некоторые учителя до сих пор объясняют неуспехи детей леворукостью. Такой подход облегчает жизнь педагога и становится оправданием для родителей.

Левой рукой предпочитают пользоваться примерно 20–25% детей в России, и эта цифра с каждым годом увеличивается. Тем не менее все еще бытует мнение, что левшество не вариант нормы, а болезнь или нежелательное отклонение.

Мы уже рассказывали, что стоит знать о левшестве родителям первоклассников, — теперь поговорим о том, какими знаниями нужно обладать учителям, чтобы помочь леворукому ребенку адаптироваться в учебной среде.
    Как работают с леворукими детьми в современных школах
    Деятельность дошкольных и школьных образовательных организаций в России регулируется Федеральным законом «Об образовании», приказами Минобрнауки, СанПиН и иными правовыми документами. Ни один из нормативных актов, созданных для «праворукого мира», не учитывает особенности функционирования левшей. Поэтому успех леворукого ребенка на академическом поприще во многом зависит от объема знаний конкретного преподавателя и его подхода к обучению.

    Российские учителя понимают, что леворуким детям приходится чаще испытывать дискомфорт. В обстановке, где каждая мелочь приспособлена для правшей, дополнительным источником стресса (декстрастресса) может стать даже дверная ручка. Однако в педагогических учебных заведениях будущим учителям не преподают современные и актуальные знания о леворукости и особенностях работы с леворукими детьми: учебные планы этого не предусматривают. Поэтому в некоторых школах до сих пор практикуют переучивание, которое может привести к серьезным нарушениям в деятельности мозга, повышенной утомляемости, спадам работоспособности и истощению нервной системы детей.
        Комментарий логопеда и старшего преподавателя Московского городского педагогического университета (МГПУ) Екатерины Хорошавиной:

        «К сожалению, все еще бытует ошибочное мнение, что леворукость не индивидуальный вариант нормы, а нарушение развития. Эта точка зрения связана с культурно-историческими предрассудками. Во многих языках само слово «левый» — синоним неловкого, неуклюжего, неискреннего человека и имеет негативную характеристику. В нашей стране долгое время считалось обязательным переучивать левшей.

        В последнее время отношение к этой проблеме меняется. Приходит понимание: не стоит ломать ребенка, его биологическую основу и переучивать с левой руки на правую. К работе с такими детьми педагогам необходимо применять особый подход.

        Важно правильно посадить ребенка, проследить за положением тетради и тем, как он держит ручку. Для учебы и в целом развития леворуких детей сейчас можно купить специальные канцтовары: ручки с быстросохнущими чернилами, карандаши, ножницы, линейки, наконечники и многое другое.

        Не стоит забывать и о работе по содружественному развитию обеих рук. Помогут игры с мячом, лепка, конструктор, пальчиковые игры. Это не переучивание: ребенок пишет левой рукой, а в игровой деятельности может свободно действовать обеими».
          Комментарий логопеда и старшего преподавателя Московского городского педагогического университета (МГПУ) Екатерины Хорошавиной:

          «К сожалению, все еще бытует ошибочное мнение, что леворукость не индивидуальный вариант нормы, а нарушение развития. Эта точка зрения связана с культурно-историческими предрассудками. Во многих языках само слово «левый» — синоним неловкого, неуклюжего, неискреннего человека и имеет негативную характеристику. В нашей стране долгое время считалось обязательным переучивать левшей.

          В последнее время отношение к этой проблеме меняется. Приходит понимание: не стоит ломать ребенка, его биологическую основу и переучивать с левой руки на правую. К работе с такими детьми педагогам необходимо применять особый подход.

          Важно правильно посадить ребенка, проследить за положением тетради и тем, как он держит ручку. Для учебы и в целом развития леворуких детей сейчас можно купить специальные канцтовары: ручки с быстросохнущими чернилами, карандаши, ножницы, линейки, наконечники и многое другое.

          Не стоит забывать и о работе по содружественному развитию обеих рук. Помогут игры с мячом, лепка, конструктор, пальчиковые игры. Это не переучивание: ребенок пишет левой рукой, а в игровой деятельности может свободно действовать обеими».

          Важно понимать, что у леворуких, как и у праворуких, в ходе учебы может не возникать трудностей. Все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка и от окружающей его культурной среды. Исследования показывают, что индивидуальные различия перекрывают групповые между леворукими и праворукими детьми. На практике же многие авторы приписывают всем леворуким детям характеристики, свойственные лишь некоторым из них.
            Почему нельзя ориентироваться на стереотипы о левшах
            Согласно последним исследованиям, мифы, стереотипы, ложные убеждения и недостаток знаний могут отрицательно сказаться на работе педагога. Учителя, которые в своей практике опираются на ошибочные представления, используют некорректные и неэффективные методы обучения — а это, в свою очередь, может поставить под удар здоровье ученика — как психическое, так и физическое.

            Один из таких стереотипов — пожалуй, самый распространенный — заключается в том, что у леворуких детей правое полушарие преобладает над левым. Сторонники этой теории приписывают «правополушарным» людям креативное мышление и повышенную эмоциональность, а «левополушарным» — математические способности и аналитическое мышление. Получается, что левши более интуитивны и субъективны, а правши — рациональны и объективны. На самом деле независимо от того, какой рукой выполняются действия, в них активно участвуют оба полушария.
              Комментарий логопеда и старшего преподавателя МГПУ Екатерины Хорошавиной:

              «Существует миф, что леворукие все талантливы. Действительно, мы знаем множество примеров: Альберт Эйнштейн, Владимир Даль, Лев Толстой, Леонардо да Винчи, Майя Плисецкая, Сергей Рахманинов, Чарли Чаплин. Но есть много выдающихся личностей и среди правшей. Все зависит от ребенка, его индивидуальных особенностей, среды, семьи и, безусловно, педагогов, которые могут создавать благоприятные условия для гармоничного развития и раскрытия таланта».

                Комментарий логопеда и старшего преподавателя МГПУ Екатерины Хорошавиной:

                «Существует миф, что леворукие все талантливы. Действительно, мы знаем множество примеров: Альберт Эйнштейн, Владимир Даль, Лев Толстой, Леонардо да Винчи, Майя Плисецкая, Сергей Рахманинов, Чарли Чаплин. Но есть много выдающихся личностей и среди правшей. Все зависит от ребенка, его индивидуальных особенностей, среды, семьи и, безусловно, педагогов, которые могут создавать благоприятные условия для гармоничного развития и раскрытия таланта».

                  Еще один миф гласит, что у всех леворуких детей проблемы зрительно-пространственного восприятия. В действительности среди левшей и правшей количество детей, испытывающих подобные проблемы, примерно одинаковое — около 30%.
                    Какие типы леворукости считаются наиболее распространенными
                    Важную роль играет тип леворукости — он определяет, какие методики использовать, чтобы свести к минимуму давление «праворукой среды» на маленького левшу. Леворукие — неоднородная группа, поэтому невозможно выделить единую для всех отличительную особенность. Например, леворукость может быть как врожденной, так и приобретенной, встречаться у физиологически и психологически разных детей.

                    Генетически закрепленная леворукость считается самой «неотягощенной» — это один из индивидуальных вариантов развития. У детей с таким вариантом левшества может не возникать нарушений в развитии. Они, по данным Института возрастной физиологии РАО, не отличаются от праворуких ни по темпам созревания мозга, ни по интеллектуальному развитию, ни по развитию речи, моторики, восприятия и других познавательных функций. Ученые не до конца изучили механизм передачи этого признака по наследству, однако достоверно известно, что леворукость в 10–12 раз чаще встречается в семьях, в которых хотя бы один из родителей левша. Если оба родителя предпочитают пользоваться левой рукой, вероятность рождения левши возрастает до 50%.

                    Не обусловленный наследственностью вариант леворукости называют компенсаторным или паталогическим. Многие исследования показывают, что определенные неблагоприятные факторы в раннем развитии коррелируют с леворукостью: вероятно, они вызывают изменения в развитии мозга, которые приводят к такому типу леворукости. Это может быть, например, патология во время беременности или родов у матери, тяжелые травмы или серьезные заболевания в раннем детстве. В таких случаях леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, моторных функций, зрительно-пространственного восприятия, но сама по себе леворукость не является их причиной. Для детей с компенсаторным типом леворукости необходимо разрабатывать индивидуальную комплексную программу развития при подготовке к школе и при обучении.

                    В единичных случаях можно говорить о вынужденной леворукости. Она возникает из-за серьезной травмы или ампутации правой руки, а также пареза или паралича. Выбор ведущей руки может быть связан и с желанием подражать членам семьи или друзьям.
                    Как выявить леворукость у ребенка
                    Педагогу и родителям важно правильно определить ведущую руку ребенка еще до школы или в первые дни учебы, чтобы избежать многих проблем в обучении. Нужно обращать внимание на то, какой рукой ребенок осуществляет графические действия и какой рукой он выполняет их наиболее успешно. Например, ведущей рукой в бытовых действиях может быть левая, а при письме — правая.

                    Чтобы сформировать гипотезу о «рукости» ребенка, следует наблюдать за его поведением. Почти любая повседневная двигательная активность требует участия обеих рук, каждая из которых выполняет особую функцию. Как правило, ведущая рука осуществляет активное движение, другая же удерживает объект, по отношению к которому совершается действие. Поэтому все тесты для определения «рукости» имеют стандартный набор вопросов: какой рукой ребенок пишет легче и аккуратнее, какой рукой бросает мяч, вырезает ножницами, вдевает нитку в иголку, держит молоток, откручивает крышки, держит зубную щетку или расческу.
                    Комментарий логопеда и старшего преподавателя МГПУ Екатерины Хорошавиной:

                    «Диагностировать леворукость стоит еще в возрасте 4–5 лет, когда начинает формироваться предпочтение конкретной руки. Используется целый комплекс методик — тестов, опросников...

                    Например, ребенка просят выполнить простое задание: открыть коробку, достать предмет, построить башню из кубиков, развязать узлы на веревке. На столе не должно быть ничего лишнего, а предлагаемая игра должна лежать напротив ребенка, посередине стола. Важно определить, какая рука выполняет наиболее активные действия. Можно попросить ребенка, например, вырезать фигуру ножницами из бумаги — и он будет резать ее правой рукой, но эта рука будет всего лишь открывать и закрывать ножницы, а левая — поворачивать фигурку, помогать, подстраиваться, то есть все основные функции будут на левой».
                      Комментарий логопеда и старшего преподавателя МГПУ Екатерины Хорошавиной:

                      «Диагностировать леворукость стоит еще в возрасте 4–5 лет, когда начинает формироваться предпочтение конкретной руки. Используется целый комплекс методик — тестов, опросников...

                      Например, ребенка просят выполнить простое задание: открыть коробку, достать предмет, построить башню из кубиков, развязать узлы на веревке. На столе не должно быть ничего лишнего, а предлагаемая игра должна лежать напротив ребенка, посередине стола. Важно определить, какая рука выполняет наиболее активные действия. Можно попросить ребенка, например, вырезать фигуру ножницами из бумаги — и он будет резать ее правой рукой, но эта рука будет всего лишь открывать и закрывать ножницы, а левая — поворачивать фигурку, помогать, подстраиваться, то есть все основные функции будут на левой».
                        Использовать опросники при работе с детьми довольно сложно, поэтому, чтобы провести диагностику, необходимо наблюдать за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука более активна: чаще используется, выполняет движения более ловко и точно. При определении ведущей руки у детей младшего возраста можно использовать только те тесты, в которых мы видим, как ребенок манипулирует различными предметами, выполняет двигательные действия руками. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется пользоваться системой тестов М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавского.

                        Некоторые педагоги называют леворукость причиной дисграфии и дислексии или утверждают, что левшам требуется больше времени на осмысление вопроса и решение задач. Фактически же эти расстройства и отклонения не связаны с ведущей рукой и многие левши обладают красивым почерком, хорошо пишут и читают без ошибок. Не стоит забывать, что на развитие ребенка, помимо «рукости», влияет целый ряд факторов: эмоциональная устойчивость, психологический климат в семье и школе, взаимоотношения с родителями и педагогами. Леворукость сама по себе не патология, и особенности развития могут наблюдаться как у леворуких, так и у праворуких детей.
                        Материал для чтения:

                        Безруких М.М. Ваш особенный ребенок идет в школу. Готовим его и готовимся сами / М.М. Безруких. — СПб. : Питер, 2020.

                        Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. — М. : Директ-Медиа, 2023.

                        Безруких М.М. Диссонанс между представлениями о развитии мозга в современной нейробиологии и знаниями педагогов / М.М. Безруких, В.В. Иванов, К.В. Орлов // Science for Education Today. — 2021. — Т. 11. — № 1. — С. 125–150.

                        Верба А.С. Психофизиологические особенности когнитивной деятельности праворуких и леворуких мальчиков 6–7 лет : дисс. канд. биол. наук.: 19.00.02 / Верба Алла Степановна. — М., 2005.

                        Знания учителей о психофизиологии детей с особенностями развития (дети с СДВГ, РАС, леворукие и медлительные дети) / Е.С. Логинова, М.М. Безруких, В.В. Иванов, К.В. Орлов // Новые исследования. — 2020. — № 4 (64). — С. 46–73.

                        6 декабря / 2023
                        МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ