Всё, что вы хотели знать про детский сад, но боялись спросить

Плюсы и минусы детских садов, а также ответы на самые часто задаваемые вопросы

АВТОРЫ:
Редакция
Многие родители опасаются отдавать ребенка в детский сад, ведь там другие дети могут научить его «плохому», он будет постоянно болеть, неизвестно чем заниматься и т.п.

Есть ли польза от детского сада?
Чего действительно стоит остерегаться?
Как минимизировать риски?


Елизавета Кричевец, эксперт Фонда «Университет детства», кандидат психологических наук, к основным плюсам, помимо того факта, что у родителей появляется свободное время, чтобы восстановиться и избежать выгорания, относит следующие моменты:
ребенок учится самостоятельности и приобретает новые навыки;
появляется режим дня и складываются ритуалы (не всем родителям и няням удается его выстроить правильно);
меняется среда и ребенку легче пробовать что-то новое: еду, одежду, виды деятельности;
ребенок социализируется, коммуницирует с большим количеством новых людей (и с детьми, с которыми надо налаживать контакт и учиться взаимодействовать, и со взрослыми).
Мы, как родители, конечно, стараемся находить детский сад, где доброжелательные взрослые, но все же это разные люди, с разным темпераментом. У ребенка появляется много собеседников, от которых он узнает что-то новое и которые его выслушивают. И еще очень важный аспект: детский сад для ребенка - это возможность играть с ровесниками в разные игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, спонтанные, игры с правилами), ведь дома не всегда удается такое реализовать, - комментирует Елизавета Кричевец.
Конечно, как у любой медали, у посещения детского сада есть и оборотная сторона. К числу основных рисков, по мнению эксперта, можно причислить:
высокую утомляемость: ребенок может уставать и, как следствие, заболеть;
высокая скученность: когда в группе много детей, ребенку может быть тяжело;
контакт с инфекциями: ребенок начинает много взаимодействовать с другими людьми, а значит, возрастает риск заболеть;
большое количество занятий: детям сложно успеть осмыслить весь поток информации; важно дозировать нагрузку, не брать все возможные дополнительные занятия, а если в саду их все равно достаточно много, то хотя бы не нагружать ребенка кружками после сада.
FAQ (часто задаваемые вопросы)
Можно ли дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для гармоничного развития, не отдавая его в детский сад?

Если у родителей достаточно ресурсов и они готовы организовать игровую среду, где у ребенка будет возможность общаться и играть, то можно. В данном случае, речь не о развивающих занятиях, а именно об игре. И главное – должна быть детская среда, в которой ребенок будет иметь возможность взаимодействовать с другими детьми. Не эпизодически, а постоянно, хотя бы три раза в неделю. Для этого не подходят развивающие занятия, где инициатива исходит от педагога, детская площадка также не является лучшим вариантом, поскольку дети там, в основном, просто бегают.

Можно взять няню, но и тут есть определенные риски. Обычно няни выстраивают очень личные отношения с детьми, а в любой момент может произойти резкая смена няни, что может сильно травмировать малышей.

По мнению основателя Фонда «Университет детства», сооснователя и президента Рыбаков Фонда, Екатерины Рыбаковой, сейчас норма очень вариативна и нас никто не заставляет идти по пути, где существует только единственный вариант. Если у мамы есть потребность реализовываться, выйти на работу, то это тоже вариант нормы, и она ни в коем случае не должна чувствовать себя виноватой, отдавая ребенка в детский сад.

В каком возрасте ребенка лучше всего отдать в детский сад?

Оптимальный вариант - с 3 до 4 лет. В четыре года активизируется сюжетно-ролевая игра и у ребенка должна быть возможность наиграться. И это время, когда надо начать «отрываться» от родителей, чувствовать себя независимым, стать участником коллектива, в котором есть определенные правила.

Кому детский сад рекомендован, а кому противопоказан?

Группа с правилами, определенным укладом, познавательным содержанием и с возможностью спонтанного взаимодействия и игры с другими детьми, полезна практически всем (тут речь может идти необязательно о саде, но и о схожей среде).

Детям с нарушениями коммуникации и речи совершенно точно такая среда полезна для того, чтобы у них была возможность оттачивать навыки в естественной обстановке, иначе можно «повиснуть» в вакууме.

Родителям детей с заиканием (в момент начала заикания нельзя резко менять обстановку) и с какими-либо эмоциональными сложностями (например, в момент развода родителей) нужно с осторожностью выбирать, когда и в какой сад отправлять ребенка.

Противопоказан детский сад может быть детям с соматической ослабленностью, со снижением или нарушением иммунитета.

«Садовские» и «домашние» дети отличаются друг от друга? Чем?

Это сложный вопрос. В большей степени они могут отличаться поведением. Но ведь детские сады и их выпускники могут быть разными. Домашние дети в чем-то более свободные, но в то же время и меньше склонны договариваться. Садовские должны быть в целом более организованы и у них обычно лучше развиты игровые навыки.

У домашних ребят могут быть небольшие сложности в школе, поскольку они не имеют привычки к общему укладу и к фронтальной инструкции: когда учитель говорит для всех, домашний ребенок может это к себе не относить.

Важно помнить, что, принимая решение о том, отдавать ребенка в детский сад или нет, нужно учитывать конкретную ситуацию, ценности семьи, индивидуальные особенности ребенка. Домашнее воспитание требует большой вовлеченности, а детский сад может облегчить жизнь родителей, взяв на себя часть ответственности за организацию развивающей среды для ребенка.


31 января / 2021
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Будьте в курсе!
Получайте актуальную информацию о мероприятиях и новых материалах об образовании от Forbes Education.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных согласно 152-ФЗ. Подробнее