«Когда молодой учитель начинает работать в школе, у него всегда много идей и планов, как что-то изменить и сделать лучше, эффективнее. Он хочет, чтобы его предложения были услышаны, потому что это самореализация, ради которой приходят в профессию. Такой учитель интересуется новыми технологическими возможностями, учится у коллег, экспериментирует с подходами, и, если его в этом стремлении не поддержать, со временем он может совсем потерять интерес. Тогда наступает выгорание, которое, как мы видим по опыту работы Фонда, часто результат не только и не столько физической усталости, сколько отсутствия возможностей для роста. Мы нашли решение проблемы в том, чтобы предлагать педагогам обучающие программы, организовывать конкурсы и давать гранты, проводить психологические мастерские и помогать налаживать общение с другими учителями. Думаю, что это правильно, и нужно продолжать создавать условия, при которых учитель будет уверен: пробовать и развиваться – это востребовано», – комментирует результаты опроса основатель Благотворительного Фонда «Эмпатия» Михаил Шелков.
«Лучшее, что можно сделать для учительского сообщества в нынешних реалиях, – это перестать относится к профессии как к услуге. Учитель не всегда виноват, если не мотивированный по каким-то причинам ребенок провалился на сдаче экзаменов. За эти «двойки» достается администрации школы, в последствии и учителю, готовившему ребенка к ЕГЭ или ОГЭ. Преподавание – не сервис, не услуга, и ответственность за результат лежит и на учителе (в большей степени), и на ребенке тоже – особенно это касается старшеклассников», – считает Сергей Ежов, директор Цмурской СОШ (поддерживается благотворительным фондом «Село»).
Ответы на вопрос «О чем вы мечтаете в профессии?» можно систематизировать таким образом: видеть результаты своей работы хотят 10% респондентов, повышения заработной платы желают 8%, столько же мечтают об уважении, взаимопонимании между учителями и учениками, 7% хотели бы избежать стресса. Также в мечтах у учителей признание, успехи в учебе учеников, профессиональный и карьерный рост. Есть и необычные мечты: «стать волшебницей», например.