«Это состояние души, образ мыслей, даже образ жизни»: портрет молодого учителя

Редакция Forbes Russia Education
Forbes Education совместно с фондами "Эмпатия" Михаила Шелкова и "Село" провели опрос, целью которого было составить портрет молодого российского учителя: почему выбор пал именно на эту профессию, что нравится и не нравится в учительском ремесле, чем планирует заниматься в будущем, как справляется с выгоранием и о чем мечтает.

По данным опроса, 76% имеют педагогическое образование, больше половины (54%) взяли на себя классное руководство, а 32% занимаются репетиторством. Почти треть респондентов (29%) стали учителями из-за любви к преподавательской деятельности, любовь к детям привела в профессию 19%, мечтой детства преподавание в школе было у 15%, вдохновились семейной традицией или попали в профессию случайно по 12%, социальная ответственность сыграла свою роль в жизни 10%. «Я считаю, что это не профессия – это состояние души, образ мыслей, даже образ жизни», – написал в анкете один из опрошенных учителей. «Очень хотела стать актрисой и решила, что учитель – это актер, только перед меньшей аудиторией», – ответила другая участница опроса.
При этом больше половины (59%) отметили, что в работе учителя им нравится взаимодействие с детьми, 23% – планирование уроков. Половина опрошенных (50%) написали, что легче всего им дается работа с учениками, около трети (27,4%) – общение с другими учителями в школе, а вот общение с родителями (9%), заполнение документов для отчетности (8,5%), внеурочная деятельность (1,7%) и подготовка к занятиям (1,3%) дается тяжелее.
    На вопрос «Учитель – больше друг или наставник?» большинство выбрали вариант «наставник» – таких было 64%. Также были мнения, что «в младшей школе [учитель] – руководитель и воспитатель, в старшей – наставник, после школы – коллега» и «истина где-то посередине. Учителю должно искренне нравиться работать с людьми».

    42% респондентов ответили, что у них нет кумира или авторитета в педагогике, для 24% ими стали их же учителя. Также упоминались Антон Макаренко, Шалва Амонашвили, Василий Сухомлинский, Константин Ушинский.

    С проблемой выгорания сталкивалось больше половины опрошенных (57%). Основными факторами выгорания являются: стрессовые ситуации на работе (31%), заполнение документов для отчетности (22%), ненормированный рабочий день (19%) и общение с родителями (12%).
      Среди методов борьбы с усталостью и подъема настроения чаще всего назывались отдых/сон (14,3%), семья (11,8%), спорт (10,6%), также популярны путешествия, встречи и общение с друзьями, просмотр фильмов, хобби, прогулки, чтение книг.
          «Когда молодой учитель начинает работать в школе, у него всегда много идей и планов, как что-то изменить и сделать лучше, эффективнее. Он хочет, чтобы его предложения были услышаны, потому что это самореализация, ради которой приходят в профессию. Такой учитель интересуется новыми технологическими возможностями, учится у коллег, экспериментирует с подходами, и, если его в этом стремлении не поддержать, со временем он может совсем потерять интерес. Тогда наступает выгорание, которое, как мы видим по опыту работы Фонда, часто результат не только и не столько физической усталости, сколько отсутствия возможностей для роста. Мы нашли решение проблемы в том, чтобы предлагать педагогам обучающие программы, организовывать конкурсы и давать гранты, проводить психологические мастерские и помогать налаживать общение с другими учителями. Думаю, что это правильно, и нужно продолжать создавать условия, при которых учитель будет уверен: пробовать и развиваться – это востребовано», – комментирует результаты опроса основатель Благотворительного Фонда «Эмпатия» Михаил Шелков.

          «Лучшее, что можно сделать для учительского сообщества в нынешних реалиях, – это перестать относится к профессии как к услуге. Учитель не всегда виноват, если не мотивированный по каким-то причинам ребенок провалился на сдаче экзаменов. За эти «двойки» достается администрации школы, в последствии и учителю, готовившему ребенка к ЕГЭ или ОГЭ. Преподавание – не сервис, не услуга, и ответственность за результат лежит и на учителе (в большей степени), и на ребенке тоже – особенно это касается старшеклассников», – считает Сергей Ежов, директор Цмурской СОШ (поддерживается благотворительным фондом «Село»).

          Ответы на вопрос «О чем вы мечтаете в профессии?» можно систематизировать таким образом: видеть результаты своей работы хотят 10% респондентов, повышения заработной платы желают 8%, столько же мечтают об уважении, взаимопонимании между учителями и учениками, 7% хотели бы избежать стресса. Также в мечтах у учителей признание, успехи в учебе учеников, профессиональный и карьерный рост. Есть и необычные мечты: «стать волшебницей», например.
              В перспективе трех лет 64% предполагают продолжить преподавание, 20% планируют перейти на руководящую должность, а 16% считают, что сменят профессию.

              По мнению Ежова, одной из самых амбициозных на сегодня задач является привлечение молодых педагогов к работе в сельской местности. Он подчеркивает, что средний возраст преподавателей в сельских школах на текущий момент – 55 лет и старше. «Многих молодых педагогов смущает низкий уровень жизни, местами отсутствие нормального жилья, низкая зарплата, отсутствие досуга и дальнейшие перспективы развития села. Также есть такой аспект как взаимодействие молодых учителей с существующим коллективом. Если молодые преподаватели хотят привнести новые практики, они нередко встречаются с сопротивлением уже существующего коллектива, которое приходится долго преодолевать, и завоевывать доверие», – поясняет он.
                  Также мы попробовали на основе полученных данных создать портрет молодого учителя с помощью искусственного интеллекта в программе Midjourney. Результат получился такой:
                      Опрос проводился в декабре 2022 года, в нем приняло участие 130 респондентов из разных регионов России.
                      МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ