Содержательная тематика Executive Education: «в прыжке» к серьезным изменениям

АВТОР:
Александр Сазанович
Forbes Education Contributor
доктор технических наук, профессор, руководитель программы «MBA – Стратегический менеджмент и управление организацией» школы бизнеса МИРБИС
Для современных бизнес-организаций изменения перестали быть разовыми и эпизодическими, они приобрели практически постоянный (потоковый) характер вне зависимости от источников их происхождения: от развития человечества (PEST) и факторов прилёта «черных лебедей» до крупных решений, принятых под воздействием чувств.

Разберемся, как бизнес-школы отвечают на запросы бизнеса и адаптируются к новым условиям с помощью обновления программ Executive Education.
Востребованные тематики программ Executive Education

Cегодня повышенный интерес получают, во-первых, тематики, связанные с двухконвейерным устройством модели бизнес-организации, где один конвейер –традиционная цепочка добавленной стоимости (ЦДС), а второй – конвейер переработки непрерывно идущего из будущего потока изменений. К этой же категории относятся и актуальные тематики «управление в условиях неизвестности» и «управление кругозором компании в реальном масштабе времени».

Вторая тематика – это «гибкость и юркость» в управлении. Касается она всех подходов, которые объединяются термином "Agile". В настоящее время стали очень востребованы "strategic agility" и "lean start-up in-house", с точки зрения стратегии управления; и Scrum, Kanban, Kaizen – в части современных технологий управления «потоками проектных работ и задач» во имя изменений. Получает распространение и расширенный Agile: «Agile-центрированные организации», создающие для команд изменений дружественное организационное окружение (организационную среду) в переменных hard and soft, причём как в ресурсном, распорядительном, структурном, так и в эмоционально-подкрашенном контексте. С точки зрения оптимизации текущей деятельности бизнес-организаций до уровня «лучше рынка» по-прежнему остаются актуальными совершенствуемые ныне lean-production и lean-менеджмент. Именно эти концепции позволяют эффективно исключать глубинные потери как в операционном цикле, так и, собственно, в управленческих процессах бизнес-организаций.

Третья тематика, вызывающая растущий интерес – это предметное рассмотрение 12 технологий Индустрии 4.0, которые меняют:
- привычки и образ жизни самих людей, потребителей и их общностей — бизнес в XXI веке должен «идти за потребителем», реализуя всё более кастомизированный подход, начиная от персонифицированной медицины (по генной карточке пациента) и завершая предсказуемостью ранее непредсказуемого управления большими данными (big data);
- сам продукт — например, продукт без его «цифрового двойника» и/или без приставки smart – это уже продукт XX века, а продукт вне 3D-печати и вне эры новых материалов –это тоже артефакт прошлой экономики;
- конструкции дотягивания бизнеса до потребителя через различные варианты омниканальности (совсем недавно на занятии в рамках программы МВА мы насчитали 7 новых возможных каналов продаж медицинских услуг (помощи));
- конструкции самого бизнеса, связанные как с «умными браслетами», IoT и IIoT, машинным зрением, дополненной реальностью (AR), то есть с его «датчиковой частью», так и со все более многочисленными дашбордами, вытесняющими из управления средний менеджмент (заменяя его другими цифровыми «приводными механизмами»).
Четвёртая промышленная революция (англ. The Fourth Industrial Revolution) — прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство (Индустрия 4.0) и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг (википедия).
Четвёртая промышленная революция (англ. The Fourth Industrial Revolution) — прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство (Индустрия 4.0) и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг (википедия).
Все это касается именно управления, так как, во-первых, не видя новых рынков, управление лишается целей, а управление без целей вырождается лишь в администрирование (или правление), во-вторых, нельзя управлять объектом, не зная как он устроен, а он теперь будет устроен по-новому.
    Прогноз приоритетных тематик Executive Education

    С точки зрения приоритетных тематик ближайших 5 лет, следует отметить следующие:

    1. Лидерство остаётся по-прежнему очень актуальным: как главный драйвер любых изменений, как способность первым вести за собой в ту привлекательную сторону, в которую до этого никто не ходил, и как способность брать на себя риски и ответственность за то, что ведомая команда найдет искомое в той стороне, куда лидер позвал. Но степень новизны в жизни будет расти и количество возможностей в Индустрии 4.0 с годами будет также расти, поэтому для лидера становятся важными три тематических атрибута: «системное управление и управление "большими целями" (не промахнуться)», MVP и таск-менеджмент (двигаться нужно порциями), «специальные приёмы управления многозадачностью». С эмоциональной точки зрения, важными становятся амбициозность, одержимость и умение управлять счастьем людей и коллективов.

    2. Будет набирать силу явление «технологизации управления». Сегодня нельзя эффективно управлять, к примеру, средним бизнесом, если менеджеры не знают возможностей Битрикс24, Mertago, Trello и т.д., – они просто проиграют битву в скорости и точности управления. Компьютерные IT-системы перестали быть уделом только IT-директора. Выбор и встраивание IT-системы (SaaS) – самая что ни на есть главная тематика управленца-проектанта бизнес-модели.

    Почему это важно с управленческой точки зрения? По двум причинам: на повестке ближайшего будущего стоят data-driven organizations – организации, управляемые данными (а не начальниками), и уже сегодня более эффективны те бизнес-организации, в которых лучше реализован принцип самоуправления, для которого в свою очередь нужны дашборды и прямой доступ к информации, которая раньше доходила только через руководителей. Наличие Scrum- и Kanban-досок полностью это подтверждают. Тенденция к самоорганизации с ростом возможностей диджитализации будет набирать темп.

    3. Вопросы, связанные с прямой оценкой нематериальных активов, их учётом в балансах и амортизацией. Все больше и больше организаций внутри себя имеют очень незначительные материальные активы и приличную годовую прибыль, в разы превосходящую величины их среднегодовых активов. ROA может достигать больше 200%. Рыночная стоимость этих организаций по прибыли в разы больше стоимости материальных активов. Разницу принято в этом случае называть goodwill. Но если goodwill это 90% от общей рыночной стоимости, а материальные активы, которые можно пощупать, только 10% от рыночной стоимости, то, покупая такую организацию, приобретатель на 90% покупает «воздух», а он этого делать в здравом уме не хочет. Есть и обратная ситуация: компании по рыночной стоимости оцениваются дорого, хотя никогда не показывали прибыльность и из раза в раз текущую деятельность покрывают всё вновь и вновь прибывающими инвестиционными деньгами. Но ведь за что-то инвесторы платят? Очевидно, что за нематериальные активы, которые и должны тогда появится в балансе компании (по стоимости их создания). Для компаний с большой составляющей нематериальных активов (или goodwill) необходимо создавать особую теорию финансов и, как продолжение, теорию налогообложения (нынешняя построена так, что наказывает тех, кто в балансе хотел бы показать внутреннее создание нематериальных активов не издержками, а инвестициями).
    Ожидания от эффективного лидерства

    Если опираться на мнения успешных руководителей, которые не отстраненно управляют вверенными бизнесами, то главным вектором совершенствования выступает умение делегировать полномочия и способность создавать увлеченные команды единомышленников. Почему эта точка зрения часто озвучивается? Многие успешные руководители, которые раньше в компании выступали в роли «лидеров-героев», подошли к этапу, когда или организация разрослась, или изменений в отрасли стало в разы больше, и они перестали справляться; их «на всё уже не хватает», они «перестают вовремя успевать». Более того, если раньше руководитель и мог посвящать себя текущему управлению, то теперь, к примеру, факторы Индустрии 4.0 настолько неотложны, что нужно целиком и полностью заниматься уже этими исключительными случаями, а предыдущий труд нужно кому-то передавать. Но кому передавать, у команды же свои обязанности? Поэтому компетенции современного лидера здорово зависят от овладения (не на словах, а на деле) Гарцбургской моделью управления.
      Гарцбургская модель управления – это система управления путём делегирования полномочий и ответственности в рамках компании. Модель предполагает отказ от авторитарных форм управления (Википедия).
      Гарцбургская модель управления – это система управления путём делегирования полномочий и ответственности в рамках компании. Модель предполагает отказ от авторитарных форм управления (Википедия).
      Бизнес и повышение эффективности сотрудников

      У большей части бизнеса довольно остро стоит задача научиться ловчее управлять и стимулировать развитие человеческого капитала. Причины понятны: мир начинает меняться буквально на глазах.

      Основным ресурсом компании, как отмечалось выше, становятся нематериальные активы, а они связаны с интеллектуальным капиталом, который, в свою очередь, не может существовать вне человеческого капитала.

      Каждый диплом МВА – это новое для рынка отраслевое решение. В этом плане бизнесу приходится все больше и больше вкладываться в человеческий капитал для повышения его эффективности в синтезе и решении задач развития, с одной стороны. А с другой – подходить все более избирательно к сортировке тех, в кого именно следует вкладываться. Поэтому «технологии управления талантами» становятся востребованными дисциплинами современных бизнес-школ.

      Но важным является и второй аспект человеческого капитала, который связан с тематическим брендом "knowledge management": процедурами отторжения и передачи знаний от опытных сотрудников для их последующего распространения и трансляции следующим поколениям работников в ходе ускоренного роста талантов. И в этой части в сфере Executive Education также ведется активная учебная и проектная деятельность.


      Понимая назревшие значительные изменения в экономике, передовые бизнес-школы не стоят на месте. Неплохо освоив к настоящему времени практики «не фронтальных форм проведения занятий», проектно-ролевые методы в аудиториях и многочисленные формы групповых активностей, теперь настает этап развития содержательной начинки учебных курсов и мастер-классов, причем в кратчайшие сроки.

      Ожидаемая последовательность содержательного развития уже и так насыщенных программ Executive Education, видимо, целесообразна следующая:
      • на первом этапе – Agile, Scrum, Канбан, SLA, Lean, – здесь у бизнес-школ уже есть большие заделы;
      • далее – Лидерство в цифровизированной среде, эмоциональный интеллект в цифровизированной и дистанционной среде, кастомизация и CJM, управление работниками как талантами, – здесь бизнес-школам предстоит расширение базы имеющихся кейсов вновь нарождающимися примерами;
      • и на следующем этапе – Agile-центрированные data-driven-организации, экспоненциальный бизнес с «легкими активами», управление в условиях неизвестности и турбулентности, новые корпоративные финансы для компаний с преобладающим весом goodwill и новые формы финансирования таких организаций (банковский капитал здесь фактически не подходит), – на этом участке работы бизнес-школам предстоит очень чутко отслеживать самый современный материал и самим вершить новое знание.

      Бизнес-школы к этому готовы и находятся уже в процессе этой интереснейшей работы!


        5 мая / 2021
        МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ