Студент онлайн-бакалавриата — кто он?

Результаты исследований

Редакция Forbes Russia Education
Рынок высшего онлайн-образования зарождался с программ магистратуры, но сегодня он ими не ограничивается. В вузах появляется все больше онлайн-бакалавриатов. По подсчетам образовательных платформ, в 2023—2024 учебном году их количество составляет 16% от общего числа дистанционных программ.

Кто идет учиться онлайн и что отличает таких студентов от типичной аудитории бакалавриата, выяснили специалисты НИУ ВШЭ, Нетологии и Skillbox. Для этого они опросили 176 первокурсников семи дистанционных программ бакалавриата:

  • «Веб-разработка» (Skillbox и РАНХиГС);
  • «Анализ данных» (Skillbox и РАНХиГС);
  • «Дизайн» (НИУ ВШЭ);
  • «Компьютерные науки и анализ данных» (НИУ ВШЭ);
  • «Экономический анализ» (НИУ ВШЭ и Нетология);
  • «Финансы и анализ данных» (Нетологии и Финансовый университет);
  • «Разработка IT-продуктов и информационных систем» (Нетология и ТюмГУ).
    Аудитория онлайн-бакалавриатов
    На программах онлайн-бакалавриата учится больше мужчин: они составляют две трети студентов.
      У дистанционных программ широкая география, охватывающая разные регионы России и зарубежные страны. 38% учащихся проживают в Москве и Московской области, 13% — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. 43% представляют другие регионы — в основном Тюмень (12%), Пермский и Краснодарский края (по 4%). Остальные 6% живут в других странах: в Казахстане, Армении, Турции, Таиланде, Израиле, США, на Кипре.

      Большинство студентов из Тюмени и Перми учатся в ТюмГУ и в пермской ВШЭ. Многие выбирают вузы в своем городе, чтобы при необходимости иметь возможность посещать занятия офлайн. Например, на программе по разработке IT-продуктов первокурсники ходят на потоковые лекции по алгебре, матанализу и принципам естественно-научного познания.

      Онлайн-образование получают люди разного возраста: самому младшему из опрошенных — 17 лет, самому старшему — 46. Основная доля абитуриентов соответствует типичному портрету аудитории бакалавриата: больше половины студентов моложе 20 лет, 18% — в возрасте 21—22 лет и столько же — от 23 до 30 лет. Учащихся в возрасте 31— 40 лет — 8%, старше 41 года — 3%.
        «Действительно, исследование отражает важную тенденцию: на протяжении последних лет мы наблюдаем, что немалая доля студентов онлайн-бакалавриата — взрослые. Они уже оценили онлайн-формат обучения на работе и понимают, что экономия времени — это приятно. А смотреть материалы в записи — удобно. Вдобавок, они могут позволить себе оплачивать обучение, ведь большая часть совместных программ EdTech и вузов платная. Они не только готовы платить, но и понимают, как оценивать эффективность обучения. Поэтому для них важны сопровождение, кураторы, групповые форматы работы, которые мы организовываем. И, сравнивая онлайн-программы с офлайн, они ценят именно этот сервис и это удобство».

        Надежда Галкина, руководитель направления «Академическое образование» в Skillbox
            «Действительно, исследование отражает важную тенденцию: на протяжении последних лет мы наблюдаем, что немалая доля студентов онлайн-бакалавриата — взрослые. Они уже оценили онлайн-формат обучения на работе и понимают, что экономия времени — это приятно. А смотреть материалы в записи — удобно. Вдобавок, они могут позволить себе оплачивать обучение, ведь большая часть совместных программ EdTech и вузов платная. Они не только готовы платить, но и понимают, как оценивать эффективность обучения. Поэтому для них важны сопровождение, кураторы, групповые форматы работы, которые мы организовываем. И, сравнивая онлайн-программы с офлайн, они ценят именно этот сервис и это удобство».

            Надежда Галкина, руководитель направления «Академическое образование» в Skillbox
            Почти половина абитуриентов (53%) поступает в онлайн-бакалавриат после школы, 34% — после колледжа. Студенты со средним профессиональным образованием говорят, что им не хватает диплома вуза для продвижения по карьерной лестнице. Еще 13% уже имеют высшее образование — как правило, это люди, которые решили сменить сферу деятельности и хотят получить фундаментальные знания.
              Сразу после школы, колледжа или вуза, в онлайн-бакалавриат поступают 42% абитуриентов; 14% делают перерыв в год — этот тренд, по данным исследования, набирает популярность в последние несколько лет. Остальные приходят учиться после длительной паузы: 2—3 года (24%) и более 5 лет (20%).
                Опыт работы и навыки
                57% первокурсников совмещают учебу с работой. Большинство из них (31%) занимаются программированием, разработкой или системным администрированием. Это неудивительно, так как более двух третей опрошенных учатся на IT-направлениях. В целом, согласно данным из дайджеста высшего онлайн-образования, сегодня такие программы на рынке преобладают.

                В список отраслей, в которых чаще всего работают студенты, вошли также:
                • образование и наука;
                • маркетинг, продажи, реклама и PR;
                • дизайн, UX, UI и графика;
                • сфера обслуживания;
                • финансы, бухгалтерия и банки.
                Остальные 43% первокурсников уделяют время только учебе, но некоторые из них уже ищут работу или планируют заняться поиском в ближайшее время.
                  «По сравнению с традиционными программами, среди аудитории онлайн-бакалавриата довольно много взрослых и уже работающих людей. Для них учеба в дистанционном формате — это возможность совмещать образование с карьерой. Онлайн-программы дают больше гибкости: студентам не нужно тратить время на дорогу, а пропущенные занятия можно посмотреть в записи.

                  При этом взрослым обучение может даваться тяжелее. Программы онлайн-бакалавриата — это не ускоренное и не упрощенное образование. Нагрузка здесь такая же, как и в офлайне. Так что у выпускников школы, которые еще не работают, есть преимущество: они могут уделять больше внимания изучению материала и посвятить все время учебе.

                  Конечно, в онлайн-формате требуется больше самостоятельности, и 17-летним студентам организовать себя сложнее, чем людям старшего возраста. Поэтому на онлайн-бакалавриат идут более осознанно. Первокурсники говорят, что уверены в своих навыках самоорганизации».

                  Оксана Апрельская, руководитель направления «Высшее образование» в Нетологии

                      «По сравнению с традиционными программами, среди аудитории онлайн-бакалавриата довольно много взрослых и уже работающих людей. Для них учеба в дистанционном формате — это возможность совмещать образование с карьерой. Онлайн-программы дают больше гибкости: студентам не нужно тратить время на дорогу, а пропущенные занятия можно посмотреть в записи.

                      При этом взрослым обучение может даваться тяжелее. Программы онлайн-бакалавриата — это не ускоренное и не упрощенное образование. Нагрузка здесь такая же, как и в офлайне. Так что у выпускников школы, которые еще не работают, есть преимущество: они могут уделять больше внимания изучению материала и посвятить все время учебе.

                      Конечно, в онлайн-формате требуется больше самостоятельности, и 17-летним студентам организовать себя сложнее, чем людям старшего возраста. Поэтому на онлайн-бакалавриат идут более осознанно. Первокурсники говорят, что уверены в своих навыках самоорганизации».

                      Оксана Апрельская, руководитель направления «Высшее образование» в Нетологии
                      Большинство учащихся уже обладают некоторыми профессиональными знаниями и навыками. 19% имеют опыт решения небольших задач, а 12% пробовали выполнять их, опираясь на шаблоны и помощь коллег. Есть и более опытные студенты: 15% решали задачи разного уровня, обучали других людей и занимались организацией процессов в команде; 8% работали над сложными и комплексными задачами, связанными с изучаемой специальностью. Обучение с нуля начинают 46% студентов.
                        Мотивы поступления
                        Чаще всего люди приходят на программы онлайн-бакалавриата ради знаний и карьерных перспектив. Среди наиболее популярных целей:
                        • приобрести новые знания и навыки;
                        • освоить профессию и найти соответствующую ей работу;
                        • развиваться в текущей профессии.
                        Некоторые рассматривает бакалавриат как основу для дальнейшего обучения в магистратуре и как возможность оценить, подходит ли им выбранная профессия. Часть студентов рассчитывают с помощью образования получить дополнительный доход, сменить место работы, открыть новый бизнес или развивать существующий.
                          Большинство поступающих (48%) останавливают выбор на той или иной онлайн-программе, как только узнают о ней. Еще 23% — после консультации с менеджером и посещения дней открытых дверей. 12% воспринимают онлайн-бакалавриат как запасной вариант на случай, если не поступят на другую платную или бюджетную программу.

                          Чаще всего (61% случаев) абитуриенты выбирают программу самостоятельно. Кто-то советуется с родителями и семьей (31%), прислушивается к мнению друзей (12%) и к рекомендациям своих преподавателей (3%).
                            Большинство поступающих (48%) останавливают выбор на той или иной онлайн-программе, как только узнают о ней. Еще 23% — после консультации с менеджером и посещения дней открытых дверей. 12% воспринимают онлайн-бакалавриат как запасной вариант на случай, если не поступят на другую платную или бюджетную программу.

                            Чаще всего (61% случаев) абитуриенты выбирают программу самостоятельно. Кто-то советуется с родителями и семьей (31%), прислушивается к мнению друзей (12%) и к рекомендациям своих преподавателей (3%).
                                «Мы замечаем, что некоторые родители не сразу понимают выбор ребенка, но уже после первого модуля видят, что онлайн-бакалавриат — полноценное очное образование. Единственное отличие от традиционной программы — онлайн-формат, который позволяет не уезжать из региона, а получать качественное образование дома.

                                Некоторые студенты одновременно проходят стажировку или работают, поэтому им особенно актуально обучение в онлайне. А кто-то не хочет тратить время на дорогу, переезжать ради учебы или менять привычный стиль жизни.

                                Мы реализуем программы онлайн-бакалавриата уже три года и видим, что за это время интерес к ним увеличился более чем в 2,5 раза. Уверена, что он продолжит расти и дальше».

                                Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ
                                    «Мы замечаем, что некоторые родители не сразу понимают выбор ребенка, но уже после первого модуля видят, что онлайн-бакалавриат — полноценное очное образование. Единственное отличие от традиционной программы — онлайн-формат, который позволяет не уезжать из региона, а получать качественное образование дома.
                                    Некоторые студенты одновременно проходят стажировку или работают, поэтому им особенно актуально обучение в онлайне. А кто-то не хочет тратить время на дорогу, переезжать ради учебы или менять привычный стиль жизни.

                                    Мы реализуем программы онлайн-бакалавриата уже три года и видим, что за это время интерес к ним увеличился более чем в 2,5 раза. Уверена, что он продолжит расти и дальше».

                                    Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ
                                    Стремление делать самостоятельный выбор прослеживается в последние десятилетия у всех выпускников школ. Согласно исследованию, поступающие все реже выбирают направление обучения по советам друзей, родителей и родственников и все чаще ориентируются на собственные интересы и предметы, которые необходимо сдать для поступления.
                                        Процесс обучения
                                        При обучении на онлайн-программах студентам важнее всего практика и разбор сложных задач. 69% хотят выполнять больше заданий на отработку навыков и тренироваться на кейсах компаний, 61% — разбирать сложные профессиональные задачи, в том числе нестандартные, и изучать новые инструменты. Более половины проявляют интерес ко всем теоретическим и практическим знаниям, которые можно получить на программе. Для 52% особенно важно понимать, как изучаемые дисциплины связаны с будущей профессией.

                                        Большое значение имеет нетворкинг: 58% хотят завести новые знакомства и быть в среде единомышленников, а 47% — перенять знания у ведущих экспертов отрасли.

                                        Чуть менее половины абитуриентов идут на онлайн-программы, чтобы получить сопровождение на образовательном и карьерном пути. Они хотят, чтобы их поддерживали во время обучения, помогали соблюдать сроки, искать практики и стажировки, а затем подсказали, как «упаковать» свой опыт, сформировать портфолио и презентовать себя работодателям.
                                            Онлайн-программы предоставляют учащимся дополнительные возможности — и студенты с энтузиазмом ими пользуются. Больше всего учащихся интересуют профессиональные мероприятия, форумы, конференции и конкурсы. 29% планируют принимать участие в общероссийских студенческих активностях.

                                            Также абитуриенты хотели бы общаться с преподавателями и представителями рынка: 54% собираются посещать встречи с экспертами отрасли, а 38% — офлайн-встречи с командой и педагогами.

                                            Как любым студентам, онлайн-бакалаврам необходимо неформальное общение с одногруппниками. 51% первокурсников предпочли бы встречаться в офлайне, а 42% не против онлайн-встреч. 40% хотели бы общаться на тематических мероприятиях: на открытом микрофоне, мозговых штурмах и выступлениях с презентациями в стиле печа-куча [в переводе с японского «болтовня» — вечеринки или неформальные конференции с презентациями, подготовленными гостями — прим. ред.].
                                                Портрет студента онлайн-бакалавриата
                                                • мужчина;
                                                • живет в одном из регионов России;
                                                • младше 20 лет;
                                                • поступает в вуз сразу после школы;
                                                • совмещает учебу с работой (чаще всего в сфере IT) и уже имеет опыт решения профессиональных задач;
                                                • хочет получить новые знания и навыки, развиваться в текущей профессии или освоить новую и найти работу;
                                                • выбирает программу, ориентируясь на формат и содержание;
                                                • принимает решение самостоятельно, ни с кем не советуясь;
                                                • в процессе обучения хочет получить больше практики, разбирать сложные кейсы и вращаться в среде единомышленников;
                                                • заинтересован в профессиональных мероприятиях, общении с экспертами и одногруппниками как в онлайн-, так и офлайн-среде.
                                                    8 декабря / 2023
                                                    МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ