Трансформация развития частного образования: пример Московского института психоанализа

Во многих странах высшее образование считается общественным благом, а государственные учебные заведения доминируют в мировой образовательной сфере. Однако частные вузы — явление не новое и давно привычное. Они стали неотъемлемым компонентом системы высшего образования и нередко выступают лидерами отрасли. Так, в мировом рейтинге вузов по версии QS в пятерку лучших входят три частных университета.

В России ситуация несколько отличается: частные учебные заведения начали появляться в нашей стране только в 1990-е годы. Поначалу уровень контроля над ними и, как следствие, качества предоставляемого ими образования оставляли желать лучшего, но после тщательных проверок и отзыва ряда лицензий Рособрнадзором в 2010-х годах ситуация начала налаживаться, а стигматизация негосударственных вузов — постепенно исчезать. За 30 лет они стали существенной частью российской системы образования.

Однако им по-прежнему приходится прикладывать значительные усилия, чтобы выигрывать конкурентную борьбу за студентов. Шлейф недоверия, который тянется из 2000-х годов, отсутствие бюджетных мест в том же количестве, что у госвузов, заставляет частные учреждения прикладывать максимум усилий, чтобы доказать потенциальным абитуриентам и их родителям: они действительно могут предоставить качественное образование.

Добиваются этого за счет создания востребованных рынком программ, выстраивания индивидуальных траекторий обучения, внедрения передовых образовательных технологий, приглашения лучших преподавателей, сотрудничества с профильными организациями для проведения стажировок. Но это далеко не все: чтобы стать заметными для своей аудитории, они развивают собственный бренд, заявляют о себе в медиапространстве, реализуют яркие проекты, коллаборируются с другими институтами, участвуют в рейтингах, ведут активную просветительскую работу. Подстегиваемые конкурентной борьбой, частные вузы могут даже опережать государственные учреждения по актуальности предоставляемых знаний и умений.

На примере Московского института психоанализа рассказываем, как сейчас выглядит частное высшее образование и почему оно качественно не уступает государственному.
Качество, персонализация и широкие возможности
Из года в год показатели частных вузов в национальных рейтингах растут. Так, Московский институт психоанализа вошел в топ-5 негосударственных вузов России по версии RAEX, в первом предметном рейтинге университетов от «Интерфакса» по направлению «Психология» в 2023 году он занял 6-е место и 20-е место в Национальном предметном агрегированном рейтинге по направлению «Психологические науки». Также Институт попал в I лигу рейтинга Национального фонда поддержки инноваций в сфере образования по результатам прохождения мониторинга эффективности вузов, который проводит Минобрнауки РФ. Таким образом, его качество было признано как частными, так и государственными оценочными агентствами.
Подписание соглашения о сотрудничестве
Вместе с формальными показателями успешности Института растет и сеть, обеспечивающая профессиональную подготовку его подопечных: по стажировкам и студенческой практике с вузом сотрудничают более 150 организаций. Также активно развивается и международная образовательная кооперация: Институт психоанализа взаимодействует с Университетом им. Зигмунда Фрейда и Институтом Виктора Франкла (Австрия), Городским университетом Гонконга, Институтом классического психоанализа в Афинах, Университетом Сан-Паулу в Бразилии, Университетским институтом психического здоровья в Аргентине и другими. Таким образом, вокруг обучащихся вуз формирует и поддерживает широкий спектр образовательных возможностей, из которых можно составить персонализированный трек, специально ориентированный на цели и задачи конкретного студента.
За качество образования также отвечает экспертный профессорско-преподавательский состав, в который входят кандидаты и доктора наук как из России, так и из других стран. Частному вузу, как правило, легче заинтересовать успешных ученых и практиков-профессионалов — он привлекает свободой в выборе методик обучения, гибким подходом, профессиональными возможностями.
Именная аудитория Виктора Франкла в кампусе Московского института психоанализа
Ректор Института Лев Сурат замечает: «В Московском институте психоанализа работают замечательные профессионалы своего дела. Мы поддерживаем их в работе над исследованиями и в преподавании, обеспечиваем комфортные условия труда, даем возможность профессионально реализоваться, заниматься наукой. Многие наши коллеги работают с нами еще и по идейным соображениям. Как ни крути, но Институт уже сформировал вокруг себя определенные традиции, задал планку качества. К нам идут работать, потому что доверяют. Доверяют и студенты. У нас каждый год довольно большой поток первокурсников. Они действительно увлечены темой психологии и готовы разбираться в ней. Плюс ко всему мы проводим планомерную работу со школьниками и широкими группами слушателей, которые еще не учатся у нас. Нас видят, видят профессионализм и хотят учиться у наших преподавателей. Для нас доверие студентов — это очень важный момент».

Действительно, студенческий поток доказывает интерес к негосударственному высшему образованию: за 26 лет работы Московский институт психоанализа выпустил более 35 тыс. выпускников. За последние два-три года число обучающихся увеличилось на 30%, и сегодня в нем учится более 16 тыс. студентов и слушателей, включая программы дополнительного профессионального образования.
Свобода и адаптивность
Важно понимать, что лицензии и аккредитацию государственные и частные высшие учебные заведения получают на равных условиях. Но в силу своей специфики частным вузам приходится быть быстрее и гибче, чтобы отвечать на новые вызовы и оперативно перестраиваться под требования времени, следуя запросам рынка. Так, например, в Московском институте психоанализа в этом году открылся факультет наук о жизни, призванный помочь разобраться среди прочего в том, каким будет человек будущего и как искусственный интеллект интегрируется в нашу жизнь, через изучение нейробиологии.

«Факультет наук о жизни был создан исходя из двух предпосылок. Во-первых, это актуальная и интересная сфера. На факультете занимаются биоэкологией и нейробиологией, развитием междисциплинарных связей, на основе фундаментальных биологических открытий дают конкретные решения возникающих проблем. Это перспективно. Во-вторых, на рынке труда заметна потребность в специалистах и экспертах в области наук о жизни. Это значит, что нам важно подготовить профессионалов с межпредметными компетенциями, которые смогут покрыть потребности и в работе бизнеса, и в науке. В Институте идея открыть новый факультет возникла не так давно, а отреагировать на нее удалось довольно быстро», — говорит Лев Сурат.
Мастер-класс в именной аудитории Льва Выготского
Институт психоанализа реализует и программы дополнительного профессионального образования: курсы по психоанализу и психоаналитической психотерапии, психологическому консультированию, клинической психологии, психотерапии детей и подростков, логотерапии и другим направлениям. Все они являются программами профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Есть возможность учиться онлайн: Институт психоанализа разработал платформу InStudy, которая стала целостной образовательной экосистемой со множеством мультимедийного контента. Все это позволяет студентам и профессионалам сформировать непрерывный учебный трек и самостоятельно строить профессиональные траектории.
Просветительская деятельность
Как показывает практика, частный вуз обладает ресурсами не только для обучения студентов, но и для выполнения общественной миссии — просвещения и социальной работы. Так, Московский институт психоанализа организовал Большой Биологический Лекторий, в качестве спикеров которого выступили доктор биологических и психологических наук, профессор Татьяна Черниговская, доктор психологических наук, академик РАО, профессор Александр Асмолов, итальянский философ и психолог Стефано Стерафини, декан факультета наук о жизни Ольга Сварник, доктор биологических наук и популяризатор науки Александр Марков и многие другие. В рамках Лектория любой желающий мог узнать о классических и современных концепциях в биологической науке, методиках и результатах недавних исследований, например по когнитивной нейробиологии. По итогу проект собрал более 280 тыс. слушателей.

Благодаря активной просветительской деятельности, в частности за серию лекций о природе психологии человека «За пределами психологии. Жизнь как чудо», Институт одержал победу в Национальном конкурсе «Золотая Психея» за 2022 год. Это был важный для вуза проект: он проводился в юбилейный для Московского института психоанализа год — ему исполнилось 25 лет. Лекции стали подарком всем, кто интересуется психологией. И хотя вуз давно и активно занимается просветительской деятельностью, именно этот проект стал началом проведения масштабных мероприятий нового формата, охватывающих разные сферы жизни и отвечающих актуальным запросам общества.

Более узконаправленные открытые онлайн-курсы вуз реализует на платформе Stepik. Среди них курсы по зоопсихологии, логопедии, педагогическому дизайну и лекции по психологии о том, как сделать жизнь комфортнее. Всеми проектами занимаются преподаватели вуза, и такой выход на открытые площадки создает возможности для дискуссий и расширяет число заинтересованных в науках о сознании и мышлении.
Социальные проекты
Социальные инициативы необходимы частным вузам: они помогают им повысить узнаваемость и развить свою сеть контактов и партнерств. «Социальные проекты дают возможность прикоснуться к актуальным и важным вопросам жизни общества. Особенно это значимо в контексте формирования студентами, получающими психологическое и психолого-педагогическое образование, ключевых профессиональных компетенций. При создании социальных проектов обучающиеся соприкасаются с разными сторонами психологической работы: ее видами, направлениями и методами. Это позволяет приобретать необходимые умения и навыки, но в приоритете, конечно, возможность соприкоснуться, поучаствовать и понять проблемы человека и общества. При организации практической деятельности должны учитываться все стороны жизни, а социальные проекты и профильные организации как раз помогают погрузиться во множество разнообразных тем, как, например, перинатальные потери у женщин, девиации и аддикции в подростковом возрасте, сопровождение онкобольных и их родственников, решение кризисных ситуаций в семьях, посттравматические стрессовые расстройства, психологические особенности детей с ОВЗ», — отмечает Лев Сурат.

Так, Московский институт психоанализа организовал онлайн-платформу DoTherapy, призванную соединять клиентов и психологов. Клиенты DoTherapy получают квалифицированную психологическую помощь в разных сферах: они могут как просто потренировать свои «гибкие» навыки, так и проанализировать сложные, кризисные жизненные ситуации. Специалисты подбирают персональную систему работы с ментальным здоровьем каждого из клиентов, наиболее эффективный формат под конкретный запрос, будь то один на один, в паре или группе. В проекте DoTherapy предоставляется платформа для проведения онлайн-сессий, супервизионной работы, практики и профессионального развития. Последнее реализуется через постоянное взаимодействие действующего специалиста с группой экспертов по тому направлению, которое он практикует. Это позволяет гарантировать успешную терапию каждому из клиентов, обратившихся за помощью на платформу.

В период пандемии сотрудники вуза создали горячую линию, за что были удостоены благодарности от Президента России. Бесплатную горячую линию психологической помощи институт запустил и после начала СВО. Специалисты и волонтеры проводят консультации, поддерживают людей, помогают им разобраться в себе и осмыслить происходящие события. Социальные инициативы организовывались и в партнерстве с государством: Институт участвовал в проекте Центра занятости населения Москвы, обучая граждан предпенсионного возраста, женщин с маленькими детьми, некоторые группы молодежи, в том числе официально безработных. «Какие бы вызовы, проблемы ни стояли перед обществом, перед государством, наш Институт всегда готов принять их и поддержать тех, кто находится рядом. Мы доказали это на деле, например, во время пандемии, за что были отмечены Президентом России, и еще не раз докажем, ведь в основе нашей работы лежит упорный труд и любовь к своему делу», — подчеркнул ректор.

Меньшая бюрократия и большая гибкость помогают частным университетам быстро адаптироваться под условия стремительно меняющегося мира. Им значительно легче удается открывать новые факультеты и направления подготовки в соответствии с развитием общемировой науки, проектировать учебные программы и совершенствовать существующие, нести социальную ответственность перед людьми и государством, отвечать новым запросам рынка при строгом соблюдении норм и требований Минобрнауки России и других контролирующих органов. Институт опирается исключительно на собственные ресурсы без поддержки со стороны, и высокие результаты становятся критически важными для частного учебного заведения, заинтересованного в стратегическом развитии. Чем выше качество оказываемых услуг и предоставляемого образования, тем больше у вуза шансов остаться высококонкурентным игроком на этой арене. «Раньше мы стремились оправдать надежды студентов, партнеров и коллег. Сейчас мы стараемся не просто оправдать, а позитивно удивить их. За нашими плечами не такая долгая история, но большой путь российского частного вуза. И мы надеемся с него не сойти», — заключает ректор Лев Сурат.
*реклама, НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»
4CQwVszH9pUkKJDgm3T
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ