В 1833 году немецкий педагог Александр Капп впервые ввел термин «андрагогика», в переводе с греческого означающий «ведение взрослого человека» (андрос — мужчина, человек; агогейн — вести). Андрагогику как науку развил в XX веке Малколм Ноулз, который сформулировал теоретические основы и принципы обучения взрослых.
Подход к обучению взрослых базируется на следующих принципах:
- Взрослые должны хотеть обучаться
- Взрослые обучаются, когда чувствуют в этом потребность
- Взрослые обучаются на практике
- Обучение взрослых ориентировано на проблемы
- Опыт (включая ошибки) обеспечивает основу для учебной деятельности
- Взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке
- Во время обучения взрослые хотят быть партнерами, а не ведомыми
Методологи, создающие курсы, обычно знают про особенности обучения взрослых и при проектировании образовательных решений опираются на принципы андрагогики и педагогического дизайна.
Несмотря на это в некоторых учебных решениях возникает ощущение, что автор «общается» со своим слушателем как со школьником. В курсах может встречаться менторский тон, который ставит слушателя в позицию «ты не ок, сейчас мы тебя научим», или предлагаются задания, уровень которых значительно ниже уровня компетенций слушателя.