Как избежать «ванильных» заданий в образовании

Что такое «ванильные» задания и являются ли они проблемой

автор Forbes Russia Education
В среде разработчиков используют классификацию программного обеспечения (ПО) как «ванильное» или «неванильное» на основе степени его настройки. «Ванильное» ПО содержит базовую функциональность и не имеет дополнительных настроек (по аналогии со стандартным ванильным вкусом мороженого), то есть является универсальным и содержит только те функции, которые были доступны при его выпуске. «Неванильное» ПО – специализированное программное обеспечение, адаптированное к определенному кругу пользователей.

В применении к обучению «ванильными» называют задания, в основе которых заложены «стерильные» условия, оторванные от потребностей учащегося и контекста, обычно они максимально просты. «Ванильный» подход в образовании может быть вполне оправдан, но у взрослой аудитории он часто вызывает отторжение и потерю интереса к прохождению курсов.
Особенности обучения взрослых
В 1833 году немецкий педагог Александр Капп впервые ввел термин «андрагогика», в переводе с греческого означающий «ведение взрослого человека» (андрос — мужчина, человек; агогейн — вести). Андрагогику как науку развил в XX веке Малколм Ноулз, который сформулировал теоретические основы и принципы обучения взрослых.

Подход к обучению взрослых базируется на следующих принципах:
  1. Взрослые должны хотеть обучаться
  2. Взрослые обучаются, когда чувствуют в этом потребность
  3. Взрослые обучаются на практике
  4. Обучение взрослых ориентировано на проблемы
  5. Опыт (включая ошибки) обеспечивает основу для учебной деятельности
  6. Взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке
  7. Во время обучения взрослые хотят быть партнерами, а не ведомыми

Методологи, создающие курсы, обычно знают про особенности обучения взрослых и при проектировании образовательных решений опираются на принципы андрагогики и педагогического дизайна.

Несмотря на это в некоторых учебных решениях возникает ощущение, что автор «общается» со своим слушателем как со школьником. В курсах может встречаться менторский тон, который ставит слушателя в позицию «ты не ок, сейчас мы тебя научим», или предлагаются задания, уровень которых значительно ниже уровня компетенций слушателя.
    Как спроектировать задания, соответствующие потребностям взрослых учащихся

    Как сделать так, чтобы предлагаемые задания были по-настоящему интересны и полезны взрослым и не были «ванильными»? Прежде чем перейти к рекомендациям, позвольте вспомнить двухфакторную теорию мотивации Герцберга, которая базируется на потребностях человека.

    В результате проведенных экспериментов, Герцберг пришел к выводу, что существуют две основные категории факторов оценки степени удовлетворенности от выполненной работы: удерживающие на работе (гигиенические факторы) и мотивирующие к работе (мотиваторы).

    К гигиеническим факторам относятся административная политика компании, условия труда, величина заработной платы, межличностные отношения (с начальником, коллегами, подчиненными). К мотиваторам — достижения, признание заслуг, ответственность, возможности для карьерного роста.

    По теории Герцберга, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводят к неудовлетворенности человека своей работой. При этом, если они представлены в достаточном объеме, сами по себе они не вызывают удовлетворения и не способны мотивировать человека к нужным действиям.

    В то же время, отсутствие мотиваторов не ведет к неудовлетворенности работой, однако их присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к нужным действиям и повышению эффективности.

    Если переложить теорию мотивации Герцберга в плоскость образовательных решений, то все рекомендации по созданию учебных заданий можно разделить на две группы: гигиенические и мотивационные.

    К гигиеническим факторам будем относить все опции, которые взрослые воспринимают как должное, а их отсутствие будет вызывать дискомфорт и отказ от прохождения обучения. К мотиваторам отнесем все, что будет способствовать повышению вовлеченности и лучшему усвоению новых компетенций.
    Гигиенические факторы

    Итак, опираясь на принципы обучения взрослых, к обязательным «гигиеническим» факторам можно отнести:

    Уважительное отношение к учащемуся. Выражается в тональности учебных материалов и общем подходе «мы на равных». Менторский тон не приветствуется ни при постановке задач, ни при обратной связи.

    Возможность сделать выбор. Выбор может выражаться в наличии информации про время на выполнение задания, чтобы слушатель мог запланировать в своем графике необходимое время, или в возможности самостоятельно определять траекторию прохождения обучения (например, сразу перейти к заданию или предварительно изучить теоретический материал).

    Понятная цель выполнения задания. Взрослому нужна мощная внутренняя мотивация и ответ на вопрос: «Зачем мне это нужно?»

    Четкая структура и понятные критерии успешно выполненного задания. Человек не должен продираться сквозь дебри инструкций или, наоборот, идти «наощупь» без понимания того, что от него требуется. Фокус должен быть на содержании, а не на технических деталях выполнения задачи.

    Удобный и понятный интерфейс, адаптируемый под устройство, с которого учится пользователь. Ряд дисциплин невозможно освоить со смартфона (например, программирование, работу с программными интерфейсами или экономическими вычислениями). Но везде, где обучение на мобильных устройствах уместно, важно позаботиться о том, чтобы контент наглядно и аккуратно отражался на устройстве пользователя, а навигация была удобной.

    Отсутствие заданий «для галочки». Взрослым не нужно учиться «про запас». Обилие поступающей информации довольно быстро стирает из нашей оперативной памяти все, чем мы не пользуемся на регулярной основе. Поэтому, если в задании нет явной методической ценности, не нужно добавлять его просто «чтобы было».

    Использование принципа «делай как я» и возможность повторения. Повторение — главный и единственный способ закрепления нового навыка. При разработке образовательного решения не обязательно создавать сложные симуляции или интерактивные упражнения. Достаточно показать пример правильно выполняемого действия и предложить учащемуся повторить. По такому принципу работают все самоучители – от игры на гитаре или приготовления тортов, до изучения иностранных языков или языков программирования.

    Использование грамотной речи и лаконичность формулировок. Этот пункт не требует дополнительных комментариев. Единственное, хотелось бы обратить внимание на важность расшифровки терминов и сокращений, а также специфического сленга, который может быть полезен для освоения новых компетенций.
    Мотиваторы в обучении

    Обеспечив наличие гигиенических факторов, можно переходить к мотиваторам. К этой группе относятся такие мотивационные приемы, как: сторителлинг, геймификация, peer-to-peer обучение (P2P-обучение, или взаимное обучение), участие в закрытых клубах, работа с коучем или наставником, достижения и признание заслуг, долгосрочная мотивация по итогам обучения (например, возможность трудоустройства или карьерного роста) – все то, что при корректном применении повышает вовлеченность в обучение.
    Аудитория и контекст, в котором она живет и работает

    Ни сторителлинг, ни геймификация не будут работать, если они не соответствуют ценностям и движущим мотивам взрослых учащихся и не помогают решить их задачи.

    В корпоративном обучении методологи часто сталкиваются с противоречием – с одной стороны, заказчик обучения, который «точно знает», чему и как нужно учить сотрудников, с другой – сами сотрудники, которым предстоит проходить обучение. Когда заказчик занимает авторитарную позицию методологам бывает сложно донести свою точку зрения. В этом случае на помощь могут прийти результаты пользовательских исследований. С фактами сложно спорить.

    Сегодня для методологов доступно множество простых методик исследования клиентского опыта – дизайн-мышление, CJM (Customer Journey Map, пер. англ. карта пути клиента), JTBD (Jobs to be Done, пер.англ. работа, которая должна быть выполнена). Выбирайте то, что больше подходит под вашу задачу или личные предпочтения.
    Разработке заданий с привлечением будущих учащихся

    Человек всегда ценит то, во что вложил свое время, силы и энергию. И чем больше мы вкладываемся во что-то, тем больше мы это ценим. Это правило распространяется в том числе и на учебу.

    Вклад в создание образовательного продукта дает будущим слушателям ощущение партнерства. При этом рабочий контекст или личный опыт, которые будут привнесены в содержание учебных заданий, добавит ценности всему процессу обучения.
    Задания с достаточным уровнем сложности

    Не всегда есть возможность адаптировать содержание задания под контекст студента. Более того, не всегда в этом есть реальная необходимость. Но вот чего точно не стоит допускать, так это использования заданий, которые занижают когнитивные способности слушателей курса. Речь про те самые «ванильные» задания, которые просты настолько, что не требуют от слушателей каких-либо усилий для решения.

    Чтобы взрослый ученик получил удовлетворение от проделанной работы, нужно сделать так, чтобы он приложил усилие. Учебная задача должна быть «на вырост», чтобы после ее успешного решения можно было получить заслуженное признание.
    Задания с peer-to-peer проверкой

    Peer-to-peer (P2P) – дословно: от равного к равному. Один из принципов андрагогики – взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке. Задания с P2P-оценкой, с одной стороны, обеспечивают то самое неформальное обучение, с другой – стимулируют проявление ответственности и у того, кто выполняет задание, и у проверяющего.
    Решения, превосходящие ожидания

    Часто WOW-эффект рассчитывают получить за счет визуального оформления курса. Но всем известна метафора, что внешность — это всего лишь фантик, а конфетки в нем бывают всякие. Поэтому WOW-решения – прежде всего, контент и то, как этот контент преподносится.

    Чтобы задания в курсе воспринимались с бОльшим интересом, добавьте к ним реального человека. Помните игру «Что? Где? Когда?», в которой команда «знатоков» состязается в эрудиции с командой «телезрителей»? Знатоки отвечают на вопросы реальных людей, что делает процесс состязания не абстрактным, а по-настоящему жизненным и азартным.

    Включите в курс задание от первого лица какой-либо компании или экспертов отрасли, и вы увидите, насколько оно станет более эмоциональным и вовлекающим для учащихся.

    Еще один важный элемент, повышающий удовлетворенность взрослых студентов, – любые проявления персонализации. В эпоху искусственного интеллекта и всевозможных ботов, направленных на автоматизацию общения с клиентами, проявление человечности в коммуникациях воспринимается как искренний интерес. Если у вас есть время и техническая возможность, давайте слушателям качественную персональную обратную связь на выполняемые задания и регулярно подсвечивайте их прогресс в обучении.

    В конечном счете нам важно, чтобы после завершения курса человек перенес полученный опыт в свою реальность. Поэтому после каждого задания или в качестве финального аккорда курса резюмируйте, чему слушатель научился, выполняя предложенные задания, озвучьте возможные внутренние барьеры использования новых знаний на практике и предложите несколько полезных советов и успешных стратегий поведения.

    Люди ценят, когда помимо ожидаемых знаний, обусловленных содержанием курса, они узнают что-то новое про себя или получают секретные «фишки» от экспертов в виде бонусных уроков.

    Усилить мотивацию применять полученные знания на практике помогают чаты выпускников с участием модераторов, которые стимулируют рефлексию и обмен опытом внутри уже сложившейся группы.
    Пополнять список мотиваторов можно бесконечно. У большинства методологов есть свой перечень проверенных приемов. Главное, что все они ставят в центр человека и его потребности.

    Использование мотиваторов повышает ценность образования. Но чтобы избежать «ванильных» заданий достаточно обеспечить выполнение гигиенических факторов. Если взрослый получил ответ на вопрос «Зачем ему важно выполнить это задание?» то, скорее всего, методолог затронул нужные струны мотивации.

    При этом, важно понимать границы ответственности автора курса и учащегося. Автор заботится о том, чтобы курс решал поставленную перед ним задачу: определяет целевую аудиторию и ее потребности, а также метрики оценки эффективности учебного решения, подбирает оптимальный формат подачи материала и использует подходящие методические приемы для закрепления полученных знаний. Задача учащегося – взять нужные ему знания и перенести их на свою практику. Освоить новую компетенцию – личный выбор взрослого студента. И нам важно этому выбору доверять.
    Автор:
    Марина Унгер, руководитель образовательной платформы СберУниверситета

    МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ