РЕНКИНГ ЛУЧШИХ ЧАСТНЫХ ШКОЛ
МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Лучшие частные школы Москвы и Московской области 2024


Forbes Education опубликовал очередной ежегодный ренкинг лучших частных школ Москвы и Московской области. В число победителей вошли 35 школ, совокупно набравших наибольшее число баллов в шести категориях: условия обучения, академические результаты, оснащенность и условия пребывания, лицензии и аккредитации, доступность и репутация в профессиональном сообществе.

Школы из топ-35 существенно отличаются друг от друга: одни нацелены на высокие академические результаты, другие — на разностороннее развитие, третьи считают приоритетным формирование у учеников активной жизненной позиции. Различаются они и по многим другим параметрам: числу учеников, качеству инфраструктуры, стоимости, степени индивидуализации обучения и вступительному конкурсу. Большинство школ из топ-35 работают только по программам ФГОС, но некоторые также аккредитованы на обучение по системе Международного бакалавриата (IB).

14 из 35 лучших частных школ располагаются в Московской области, причем почти половина из них — в Одинцовском городском округе. В Москве лидером по числу школ в топ-35 стал Юго-западный административный округ. Стоимость обучения в частных школах Москвы заметно выросла по сравнению с прошлым годом и варьируется от 200 тысяч до 3 миллионов рублей за год. Самый высокий конкурс на место – 145 человек – в московской школе «Летово».
Ренкинг московских частных школ:
на карте
Материалы по теме
Слово редактора
Юлия Черепанова

Директор Forbes Education, шеф-редактор ренкинга лучших частных школ Москвы и Московской области
Моя работа дает возможность, которой нет у большинства родителей: я могу сходить «в гости» к школе не только в день открытых дверей, но и в любой другой. Наблюдение за тем, как взаимодействуют друг с другом дети, учителя и администрация в повседневности может рассказать о школе намного больше, чем статистика. В 2023 году мне особенно запомнились два визита в школы с разницей в несколько дней — в Нижнем Новгороде и в Москве. Контраст в культурах поразил.

Нижегородской школе, на мой взгляд, удалось найти баланс между свободой и ответственностью. Дистанция между учителями и детьми здесь меньше, чем в традиционных школах. Ученики задают вопросы педагогу и друг другу, высказывают мнение — уроки больше похожи на открытый диалог. Пространство класса трансформируется в зависимости от задачи: дети могут садиться в круг, разделяться на группы. Учитель не сидит за столом возле доски (учительских столов вообще нет), а находится вместе с учениками, постоянно перемещаясь по классу. Дети проявляют инициативу и вместе организуют урок: выбирают формат работы, переключают слайды на доске — все это происходит без побуждения со стороны учителя. При этом ученики с интересом взаимодействуют с посетителями школы — после урока музыки ко мне подошла второклассница и, радостно поделившись, что умеет музыкально свистеть, насвистела мелодию (действительно хорошо).

Визит в московскую школу напомнил годы моего собственного обучения три десятка лет назад. Директор провела нас по зданию начальной школы с заходом в каждый кабинет, чтобы показать новый ремонт. Все классы выглядели одинаково: за столом учительница, а перед ней ряды детей со сложенными перед собой руками. Увидев директора, дети поспешно вставали. В коридорах ученики вежливо здоровались, но было заметно, что они воспринимают педагогов и директора как начальников, которым лучше не попадаться на глаза.

Какая из двух моделей отношений правильная? У выпускников московской школы высокие результаты ЕГЭ, есть среди них и победители олимпиад. Многим родителям кажется, что выбор школы по баллам ЕГЭ — надежный способ обеспечить ребенку наилучшее образование. Но гарантируют ли они успешное будущее?
Во-первых, ЕГЭ давно критикуют за то, что он измеряет формальные знания, а не реальные компетенции. Изменение формата экзаменов — вопрос времени. Смогут ли авторитарные школы, которые сегодня успешно «натаскивают» на высокие баллы ЕГЭ, быть столь же результативными, когда оценка станет более разносторонней?

Во-вторых, в меняющемся мире нужно осваивать новые знания и навыки постоянно. Существует международная система оценки школ PISA, которая сравнивает уровень образования по всему миру. Российские школы всегда показывали высокие результаты по итогам начального образования и достаточно посредственные на последующих уровнях. Многие эксперты объясняют этот провал отсутствием автономии в обучении, роль которой возрастает по мере взросления ребенка. Авторитарный подход, когда учителя определяют, как, чему и когда должен учиться школьник, лишает его возможности научиться учиться самостоятельно и находить смыслы в том, что он делает. А это не лучший задел на жизнь в мире, где все неопределенно.

Наконец, дети разные. Совершенно не факт, что, оказавшись в школе, где все ученики амбициозны и мотивированы на высокие академические результаты, ваш ребенок станет таким же.

Каждый год после выхода нашего ренкинга родители сожалеют, что позиции не проставлены и нельзя выбрать учебное заведение из топ-3. Но любой рейтинг — лишь подсказка, куда посмотреть. Мы опираемся только на измеримые показатели, такие как академические результаты учеников, качество инфраструктуры, уровень индивидуализации обучения. Измерить один из главных параметров — культуру отношений — мы не можем.

Чтобы выбрать школу, нужно обязательно сходить в нее (лучше в учебный день) и посмотреть, как взаимодействуют между собой дети, учителя и директор, а потом соотнести увиденное с ценностями семьи и особенностями ребенка. Чем лучше школа подходит ребенку, тем выше будут его достижения.