Совет № 4
Какой метод самый эффективный?
Коротко: тот, который подходит вам
По сравнению с 1990-ми или даже 2000-ми средний уровень владения иностранным языком в России сильно вырос, особенно в больших городах. Во многом такому скачку способствовали новые возможности: интернет, курсы, поездки за рубеж. В 2000-х индустрия преподавания пережила бум (в московских школах учителя английского даже получали стимулирующие надбавки). Сейчас в стране работают тысячи организаций и десятки тысяч преподавателей, которые, так или иначе, предлагают улучшить языковые навыки. При этом методы обучения — как на словах, так и на деле — сильно варьируются. Вот, на что следует обратить внимание.
В международном профессиональном сообществе считается, что принципиально важным в обучении является возможность незамедлительно применить знания на практике, то есть в коммуникации. Это значит, что ученик не столько исследует абстрактное правило (время, выражение, серию фраз), сколько изучает способы донести то, что хочет сказать новыми средствами языка. Например, если вы хотите поделиться с соседом по парте своими планами на выходные, хорошо бы разобраться с будущим временем или фразой «я собираюсь...». И несомненно, эта грамматика должна сразу быть использована учениками для рассказа о себе. Иначе зачем огород городить?
Современные подходы к обучению не поддерживают переводные методики. Те, кто учил язык в советских и постсоветских школах, помнят, как они заучивали правила, бессмысленно спрягали глаголы, и зубрили топики. Такие методы больше не считаются эффективными. Дело в том, что они ведут к знаниям о языке, но не формируют навык применения этих знаний на практике. Несомненно, есть преподаватели и даже школы, которые пропагандируют «серьезный подход» с зазубриванием правил и пересказом текстов. Они говорят об эффективности методики, ссылаясь на прогресс учеников. Как обстоят дела на самом деле, сказать сложно. Во-первых, не для всех изучающих иностранный язык подходит такая интенсивная система. Во-вторых, в хороших школах существует отбор, то есть, принимают заведомо интеллектуально развитых учеников — тех, кто сможет показать результат. Надо сказать, что до финиша доходят не все. Например, в одной известной московской школе иностранных языков, которая обучает детей английскому с первого по 10-й класс, до последнего года обучения доходит лишь треть. И, наконец, не совсем понятно, что играет первостепенную роль: методика или объем нагрузки. В той же школе (по сути, это курсы дополнительного образования) некоторые слушатели нанимают репетиторов. Странно было бы при таком объеме занятий (гораздо больше 10 часов в неделю на протяжении 10 лет) не добиться результата.