Совет № 6
Как выбрать преподавателя?
Коротко: пробовать и сравнивать, пока не найдете «своего»
Выбор преподавателя, как и выбор психотерапевта — дело очень личное. Многое зависит от стоимости услуг, расписания, местоположения и личных симпатий. И, разумеется, ваших целей.
Если у вас есть четкая цель (сдать экзамен, подготовиться к поступлению, отработать презентацию), ищите узкого специалиста и записывайтесь на первое пробное занятие. Хорошим признаком того, что преподаватель разбирается в предмете, являются не столько отзывы, сколько четкий план действий уже во время первого урока — когда педагог сначала подробно выясняет запрос, ваши ожидания и манеру обучения, а не предлагает «просто поболтать». Если вам нужно подтянуть английский без конкретных целей, то скорее всего, вам подойдут групповые занятия. Это будет дешевле и веселее. Обратите внимание на то, с чем вы уходите с урока. Душевный подъем и желание продолжать — важные маркеры успешного занятия. Если же учитель «грузил» вас правилами или вы считали от 1 до 100 вместе вслух, то скорее всего, этот человек не очень понимает, что делает.
Поскольку важным фактором в изучении иностранных языков является время, добейтесь того, чтобы в неделю вы занимались максимально возможное для себя количество часов. Помогает найти курсы рядом с домом или работой (соблазнов пропустить урок будет меньше). В случае с онлайн обучением, платите вперед и не прогуливайте. Крайне желательно, чтобы между преподавателем и учеником был эмоциональный контакт. Без этого обучение будет не столь эффективным. Тем не менее, избегайте болтливых учителей, если хотите добиться результата. Все же ваша цель — осваивать новое, пробовать, а не слушать истории из жизни учителя.
Часто преподаватели в доказательство профессионализма демонстрируют свои регалии: сертификаты и дипломы. Обратите внимание вот на что:
· факт, что человек является кандидатом наук свидетельствует лишь о том, что он провел и защитил исследование, но ничего не говорит об уровне знания языка (кандидатские пишутся на русском!) или умении применять методику на практике;
· должность в высшем учебном заведении (доцент или профессор) также мало соотносится с навыком применять методы обучения. Возможно, этот человек — яркий лектор или прозорливый ученый, но является ли он толковым преподавателем — сказать наверняка нельзя;
· статус «эксперт ГИА/ЕГЭ» говорит о том, что преподаватель прошел тренинг и получил сертификат. О навыке преподавания, опять-таки, судить сложно. Поскольку данные по этим экзаменам открытые, всю информацию может получить любой любознательный учитель.
Как видите, единого признака, сертификата или диплома, позволяющего выделить знающего преподавателя среди всех, нет. Система внешней независимой оценки в России не развита, учителя редко записывают на видео свои уроки. Наверняка, если педагог много учится, то это свидетельствует, по крайней мере, об увлеченности профессией (и здесь я не учитываю тех, кто ходит на курсы за сертификатом). Как правило, педагоги начальной школы легко справляются с обучением подростков и взрослых. А вот наоборот — далеко не всегда. Независимым и более-менее объективным международным свидетельством о повышении квалификации является сертификат Cambridge CELTA. За время обучения слушатели ведут уроки, а тренеры курса их детально комментируют. На этот результат уже можно полагаться. Знание же языка подтверждается международными экзаменами или хотя бы ЕГЭ до уровня B2.