АНДРЕЙ ПИСКУНОВ
выпускник EPFL (École Polytechnique Fédérale de Lausanne)
— Почему Вы решили поступать в бакалавриат швейцарского университета?
— О том, куда поступать, я начал задумываться еще в 9 классе российской школы, уже тогда мечтал попасть в иностранный вуз. Ярким примером для меня стал опыт моей старшей сестры, которая училась в Финляндии.

Швейцария попала в поле моего зрения в момент окончания школы. Однако до выпускного я особо не изучал вопрос того, как устроена швейцарская сфера образования, так как был занят подготовкой к ЕГЭ. После сдачи экзаменов и подачи документов в российский вуз, я отправился в Швейцарию, чтобы лично посмотреть, как там все устроено, после чего и решил пробовать поступить.

— Как выстроился Ваш путь поступления в Швейцарский вуз? Много ли сложностей Вы встретили?
— Для поступления в Швейцарии первое и самое важное – знание одного из трех государственных языков (немецкий, французский или итальянский). Программы бакалавриата во всех государственных вузах (это 10 университетов и две политехнические школы) проходят на языке того региона, где находится учебное заведение. Необходимо официально подтвердить знание соответствующего языка, сдав международный экзамен. Например, для французского языка это DELF/DALF.

Второе – наличие международного школьного бакалавриата или местного «аттестата зрелости». В противном случае, необходимо закончить два года бакалавриата в России.

Третий аспект, который надо учитывать, – процесс подачи документов в вузы начинается здесь с февраля.

Вариантов развития событий у меня было два.

Первый – пойти в швейцарскую школу, чтобы подготовиться к сдаче местных школьных экзаменов и получить аттестат зрелости. Минус такого плана заключался в том, что при недоборе минимальных проходных баллов, два года швейцарской школы ничего мне не дадут, кроме знания языка.

Второй вариант – возвращение в Россию и попытка подать документы через год. Откуда такой план вообще появился? Все просто: в Швейцарии есть официальный сайт, где перечислены все критерии поступления в государственные вузы страны, однако важно помнить, что более подробную информацию можно найти на сайте выбранного учебного заведения. Так я узнал, что EPFL (École polytechnique fédérale de Lausanne, Политехническая школа города Лозанны) – единственный вуз Швейцарии, у которого нет жестких требований по наличию обязательных двух лет российского вуза и знанию французского языка. Этот вариант я и выбрал.

— Как в итоге сложилась Ваша образовательная траектория? Чему вы учились/учитесь?
— Решив действовать согласно второму варианту, в сентябре я начал учебу в МГТУ «Станкин» и приступил к интенсивному изучению французского языка.

В феврале в Швейцарии стартовала подача документов. Во всех вузах этот процесс идет постепенно: сначала предоставляете о себе первичную информацию, затем до конца июня досылаете документы (результаты экзаменов или языковые сертификаты, рекомендательные письма от профессоров, характеристики с места работы и так далее).

В итоге я выбрал три вуза, но больше всего хотел поступить в EPFL – на тот момент он был на 14-м месте в международном рейтинге университетов. Также подался в Университет Лугано (Università della Svizzera italiana, USI), где открылась бакалаврская программа «Информационные технологии» на английском языке, и в Женевский университет (Université de Genève) на направление «Информационные технологии».

Ответы из Лугано и Женевы пришли весной. USI из-за небольшого числа заявлений и относительно высокой цены обучения приняли меня. Женева прислала отказ, сославшись на отсутствие двух лет российского вуза.

Письма от EPFL пришлось ждать почти до конца июля. В полученном от них ответе говорилось, что я зачислен на подготовительный курс. Условия поступления на бакалавриат по окончании подготовительного года были следующие: сдача первой сессии (зимней) на среднюю оценку не ниже 3.5 из 6 и сдача летней сессии на 4 из 6 (В Швейцарии оценки от 0 до 6 с шагом в 0.5 или 0.25. – Прим.ред.). После успешной сдачи экзаменов на подготовительном году, вы выбираете направление, на котором хотите учиться. Я выбрал «Механику».

— Насколько хорошо нужно было знать французский язык, чтобы учиться в EPFL?
— На момент поступления я знал французский язык на уровне B1/B2, хотя рекомендованный уровень был С1. Так что, первый год учебы был сложным. Тем более, что сдать экзамен на определенный уровень - это не то же самое, что участвовать в живой беседе.

Но могу сказать, что знания французского на уровне В2 будет более, чем достаточно, так как в процессе обучения ваши языковые навыки разовьются сами. Французы не любят говорить на английском, поэтому они сразу будут работать только на родном языке, даже если в группе из шести человек один на нем не говорит.

— Чем опыт обучения в Швейцарии отличался от российского?
— Первые две недели учебы у студентов есть возможность поменять направление обучения, если становится понятно, что ошиблись. Еще его можно поменять после первого курса на близкий к тому, что вы уже прошли. Если хотите сменить направление более радикально, надо повторить первый год и сдать часть предметов – профильных для нового направления.

Профессора здесь очень открыты, они всегда стараются объяснить материал. У меня была ситуация, когда я не понял тему и подошел с вопросами к профессору, он потратил еще час своего личного времени, чтобы мне все разъяснить.

Посещение лекций абсолютно свободное. Если вам надо уйти раньше, чем заканчивается лекция, вы спокойно встаете и уходите. Также если опаздываете – заходите, садитесь на свободное место и слушаете.

В учебных заведениях Швейцарии учеба нацелена на понимание материала, а не на его заучивание. И это одно из главных отличий от российской системы, которое я заметил.

Также швейцарский подход требует больше самодисциплины – привычных нам домашних заданий здесь нет, а задачи, которые выдаются для отработки пройденного материала, никто в течение семестра не проверяет.

В то же время очень строго обстоят дела со списыванием. Если вас ловят на списывании, то минимальным наказанием станет незачет работы, которую списали. Максимальное – запрет на сдачу любых экзаменов на территории Швейцарии в течение 5 лет. Под это правило попадают даже экзамены по вождению. И конечно же, вы попрощаетесь с университетом.

При этом некоторые экзамены проводят в режиме open-book, то есть, вы можете пользоваться любым материалом, который принесли с собой, но общение между студентами все так же строго запрещено. Есть экзамены, где вы можете принести от одного до нескольких листов А4 с формулами или записанной теорией предмета, – это, так называемая, официальная шпаргалка. Обычно преподаватели любят, чтобы она была индивидуальной и обязательно рукописной. Это значит для них, что студент хотя бы раз прочитал курс. Но некоторым профессорам все равно, и они принимают даже отксеренные варианты.

Еще одно отличие от российской системы – отсутствие пересдач. Если вы не сдали блок предметов, то должны повторить год. Остаться на второй год в Швейцарии не так страшно, как в России. Например, многие остаются на второй год в последнем классе школы, чтобы лучше пересдать экзамены и поступить в университет. Наверное, поэтому на первом курсе тут могут учится как 17-летние, так и 25-летние (25 лет - максимальный возраст, когда вы можете поступать в государственный университет на бакалаврскую программу. – Прим.ред.).

Максимально на получение степени бакалавра студент может потратить до 5 лет, без учета подготовительного года. Я потратил все пять, но в среднем бакалавриат здесь заканчивают за 3,5-4 года.

Если говорить об отношениях между студентами, то атмосфера довольно дружная, на кампусе проводится много фестивалей и студенческих вечеринок, ужинов. Чего стоит одна из местных традиций, когда старшекурсники организуют для студентов первого года обучения небольшую вечеринку после первого экзамена, чтобы поднять боевой дух и всем ближе познакомиться.

— Можно ли работать во время обучения?
— Начиная со второго года, можно подрабатывать, проводя семинары для первого года. Но берут обычно тех, кто хорошо учится. Плюс надо понимать, что такая подработка занимает часть вашего учебного времени. Поэтому многие, и я в том числе, преподают семинары, когда повторяют третий год. Таким образом, можно освежить материал и при этом заработать небольшие деньги.

Семинары можно заменить подработкой в лабораториях, но обычно лаборатории не заинтересованы в студентах, так что шансов получить такой опыт во время учебы очень мало.

На какую-то серьезную подработку рассчитывать не стоит, это просто физически нереально. Если очень хочется, можно интенсивно подрабатывать с середины июня до середины сентября. Студенческая виза не дает права работать больше 12–15 часов в неделю во время учебы, но летом можно работать по 40 часов в неделю, чем многие студенты и пользуются.

— Проходили ли вы практику/стажировки во время обучения? Где? Как университет помогает студентам получить практический опыт?
— На бакалавриате нет обязательных стажировок, и во время прохождения программы никто не будет вам помогать с их поисками.

Обязательную стажировку на предприятии в течение 6 месяцев проходят уже в магистратуре. И в этом случае университет помогает, предоставляя студентам доступ к закрытой платформе с вакансиями, но каждый вправе и сам искать себе стажировку.

Моя обязательная стажировка была в Phillip Morris International. А до этого я проходил летнюю практику в Европейском центре ядерных исследований CERN, но в этом мне помог не университет, а личные связи.

— Почему Вы решили продолжить обучение в магистратуре EPFL?
— Сначала я жил в Женеве, но на последнем курсе бакалавриата переехал в Лозанну, где находился университет. После окончания бакалавриата я выбирал между EPFL и Политехом Цюриха (Швейцарская высшая техническая школа Цюриха, Eidgenössische Technische Hochschule Zürich, ETH), где смог бы выучить столь нужный в Швейцарии немецкий язык.

Но в итоге решил остаться в своей альма-матер. На мое решение повлиял и тот факт, что во время перехода с бакалавриата в магистратуру в рамках одного университета нет конкурсного отбора. Более того, за проявленную лояльность вы получаете приоритетную очередь в записи на курсы. Это означает, что, если у курса, который вы выбрали, количество мест лимитированно, сначала запишут того, кто окончил бакалавриат в EPFL, а потом возьмут тех, кто пришел извне.

— Реально ли найти работу в Швейцарии?
— В Швейцарии поиск работы относительно сложный процесс для держателей неевропейского паспорта. У меня было всего 6 месяцев на поиски после окончания учебы в университете. Вот почему иностранным студентам крайне важно обрасти связями за время учебы – при устройстве на работу личное знакомство играет большую роль. Вас могут взять по рекомендации или вы можете обратиться к своему другу по университету, который уже работает в компании и отнесет резюме напрямую в HR-отдел.

Второй способ найти работу в Швейцарии – постараться проявить себя с лучшей стороны во время обязательной стажировки, написания магистерского диплома или во время работы над проектом. Если вам удастся зарекомендовать себя специалистом в определенной области, компания, с которой вы сотрудничали студентом, наверняка предложит перейти со временного контракта интерна на постоянный.

— Что еще важно знать тем, кто задумывается об обучении в бакалавриате или магистратуре швейцарских государственных вузов?
— На мой взгляд, бакалаврский опыт куда более увлекательный и захватывающий, чем магистерский. За время учебы вы более глубоко можете прочувствовать настоящую жизнь студента в Швейцарии, у вас появится много знакомых.

Тем, кто планирует поступать в магистратуру, важно знать, что российские вузы, даже такие как МГУ им. М.В. Ломоносова, могут быть совершенно неизвестны работодателям Швейцарии, и поэтому некоторые из них относятся к полученной в России бакалаврской степени с настороженностью.

Резюмируя, могу сказать, что нужно быть готовыми к тому, что учиться будет сложно - больше половины студентов отсеиваются в первый год учебы. Но если у вас есть возможность приехать сюда учиться, то стоит рискнуть, потому что конечный результат того стоит!

МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТА
ОБРАЗОВАНИЕ
В ШВЕЙЦАРИИ
специальный проект Forbes Education
Контакты
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
IED (ISTITUTO EUROPEO DI DESIGN)
Istituto Europeo di Design — это международная сеть учебных заведений, имеющая 7 филиалов в Италии.

Сфера обучения и исследований IED лежит в областях дизайна, моды, визуальных искусств, коммуникациях и управлении креативными индустриями. Подход к образованию Learning by doing дает возможность попасть в ведущие дизайнерские студии и на промышленные предприятия.

Специальный департамент института IED Business Hub славится высоким уровнем трудоустройства студентов, благодаря тесному сотрудничеству с Milan Salone del Mobile и Milan Fashion Week.

Преподаватели Института — успешные профессионалы из различных областей дизайна, архитектуры, моды, графических искусств. А выпускники IED известны во всем мире: Pierpaolo Piccioli — креативный директор Valentino, Maria Grazia Chiuri — креативный директор DIOR.
CAMBRIDGE SCHOOL OF VISUAL & PERFORMING ARTS (CSVPA)
CSVPA является лидером по подготовке студентов на программах в области моды и дизайна, а также музыкантов, вокалистов, актеров театра и кино.

Программы высшего образования аккредитованы Falmouth University, который занимает первое место как лучший университет творческих искусств в Великобритании. Также часть программ проводятся при сотрудничестве с University of the Arts London.

CSVPA по праву гордится тем, что после окончания обучения их выпускники работают во всемирно известных домах мод и создают свои торговые марки.

Все занятия ведутся всемирно известными дизайнерами, художниками, музыкантами и актерами, что даёт студентам уникальную возможность прикоснуться к их опыту, знанию и талантам. Для студентов любого уровня школа предоставляет гарантированное участие в Graduate Fashion Week в Лондоне.
NORWICH UNIVERSITY OF THE ARTS
Norwich University of the Arts — один из лучших британских университетов, специализирующийся на искусстве, дизайне и медиа.

Весь преподавательский состав NUA — это известные художники, дизайнеры и исследователи, которые делятся своими знаниями и опытом работы как над коммерческими, так и творческими проектами. У студентов есть возможность посещать семинары и специально приглашенных лекторов — всемирно известных фотографов, голливудских режиссеров, креативных директоров агентств и дизайнеров.

Выпускники NUA работают в художественных организациях, музеях, галереях, известных дизайнерских домах, рекламных агентствах, студиях разработки компьютерных игр, кино- и медиакомпаниях по всему миру. Среди них — номинанты на «Оскар», победители BAFTA и признанные профессионалы в различных креативных сферах.
KWANTLEN POLYTECHNIC UNIVERSITY (KPU)
KPU является единственным Политехническим Университетом на территории западной Канады и насчитывает более 25,000 студентов.

Университет состоит из 5 кампусов, расположенных по всему Ванкуверу. Иностранным студентам здесь предлагается более 140 учебных программ, начиная от курсов английского языка и заканчивая постдипломным образованием и курсам повышения квалификации.

Нельзя не отметить, Wilson School of Design, которая является лучшей школой дизайна по версии журнала Business of Fashion.

Отличительной особенностью университета является практико-ориентированное обучение. Также университет предоставляет студентам возможность пройти оплачиваемые стажировки, а уровень трудоустройства выпускников по специальности составляет 90% в течение 6 месяцев после окончания программы.
JEFFERSON UNIVERSITY
Jefferson University — университет, расположенный в Филадельфии (штат Пенсильвания). Вуз ориентирован на предоставление студентам профессионального образования в области текстиля, дизайна, архитектуры, бизнеса, моды, инженерии, медицины и здравоохранения. Всего на выбор предлагается более 160 различных программ бакалавриата и магистратуры.

Благодаря обширным отраслевым партнерствам и связям Jefferson, студенты имеют возможность пройти стажировки и получить профессиональный опыт во время обучения.

Программа текстильного дизайна в Jefferson — это сочетание искусства, эстетики и технических возможностей. Практические занятия проходят в общей студии с широким выбором оборудования и материалов, что создает творческую атмосферу и помогает студентам обмениваться идеями.
UNIVERSITY OF WESTMINSTER
University of Westminster состоит из 4 кампусов, расположенных в Лондоне. В кампусе Harrow находятся школа искусств и школа средств массовой информации и коммуникаций, студенты которых получают доступ к лучшим в Европе образовательным музыкальным, телевизионным, киностудиям и компьютерным технологиям.

Отделение моды университета входит в десятку лучших школ моды в мире по версии журнала Fashionista (2018). Университет гордится тем, что практически 100% выпускников трудоустраиваются в течение 6 месяцев. Также вуз занимает 17-е место по медиа и кинематографии и 15-е место по кинопроизводству и фотографии (Guardian University Guide 2019).

Среди известных выпускников можно выделить дизайнера Вивьен Вествуд, а также Роджера Уотерса и Сида Баррета, создателей музыкальной рок-группы Pink Floyd.
ISTITUTO MARANGONI
Istituto Marangoni основан в Милане в 1935 году и уже многие годы является признанным лидером в сфере высшего образования творческим специальностям: мода, дизайн и искусство.

Именно Istituto Marangoni стоял у истоков сегмента прет-а-порте. Уже более восьми десятилетий вуз является активным участником мира итальянской мода, находит молодые таланты, дает им блестящее образование и наблюдает, как они добиваются огромного успеха.

Среди известных выпускников можно выделить дизайнеров Доменико Дольче, сооснователя бренда Dolce & Gabbana, а также Франко Москино, создателя бренда Moschino.

Istituto Marangoni расширил свою сеть, открыв новые школы во Флоренции, Париже, Лондоне, Мумбаи, Шанхае, Шэньчжэне и Майами, сумев сохранить верность своей самобытности, подходам и методам обучения.

Ежегодно вуз принимает более 4000 студентов из более чем 100 разных стран.
EDUCATION USA RUSSIA
EducationUSA Russia — официальный источник информации о высшем образовании в США.

Мы помогаем школьникам, студентам, родителям, профессионалам детально разобраться в особенностях системы высшего образования США и выработать успешную стратегию поступления в американский колледж или университет.
SAVANNAH COLLEGE OF ART AND DESIGN (SCAD)
Savannah College of Art and Design (SCAD) имеет два кампуса в США (Атланта и Саванна) и кампус во Франции (Лакост).

На выбор студентам предлагается свыше 100 программ, в том числе архитектура, анимация, мода, кино, графический дизайн и многие другие. Независимо от выбранной специальности, студенты имеют возможность пользоваться современным оборудованием, учиться у лидеров отрасли.

После окончания обучения 99% выпускников устраиваются на работу в течение первых десяти месяцев после окончания вуза и впоследствии работают на руководящих должностях в таких компаниях, как Apple, Facebook, DreamWorks, CNN, Johnson & Johnson, Disney, Pixar, Samsung и многих других.

SCAD ценит инновации и предоставляет студентам отличные ресурсы и технологии, а также непосредственный опыт работы в творческой индустрии.
UNIVERSITY OF ILLINOIS AT CHICAGO (UIC)
University of Illinois at Chicago (UIC) признан одним из ведущих исследовательских университетов США и входит в топ-15 лучших государственных вузов согласно рейтингу QS World University Rankings 2021 года.

UIC – одно из лучших мест для изучения архитектуры и дизайна, а инновационная учебная программа, превосходный преподавательский состав, а также выгодное расположение университета позволяют студентам проходить практику во время обучения, ведь в Чикаго расположены более 30 корпораций из Fortune 500.

Многие студенты UIC получают национальное и международное признание, включая премии Фулбрайта и Трумэна, а также награду Гейтса Кембриджа. Более 300 ведущих компаний, таких как Deloitte, Google и PricewaterhouseCoopers (PwC), осуществляют набор сотрудников среди выпускников университета.