ЧЕМ МАГИСТРАТУРА В РОССИИ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МАГИСТРАТУРЫ В ШВЕЙЦАРИИ
Интервью с Юрате Вольф, выпускницей МГУ им. М.В. Ломоносова и ETH Zurich (Eidgenössische Technische Hochschule Zürich
— Почему Вы решили учиться в магистратуре за рубежом? Как выбрали университет?
— В МГУ с третьего года обучения помимо кафедры нужно выбирать лабораторию, в рамках которой студент будет дальше специализироваться. На тот момент я решила, что мне наиболее интересно было бы развиваться в направлении Данных Дистанционного Зондирования (ДДЗ), проще говоря – космическими снимками Земли. Благодаря моему научному руководителю мне было предложено подработать в компании СКАНЭКС, где я получила возможность полноценно вовлечься в процесс принятия и обработки ДДЗ. Спустя год работы я уже понимала, как дальше хочу строить свою карьеру, но остро ощущалась нехватка технических знаний и навыков, в первую очередь, в области программирования.

Благодаря колоссальной поддержке моих научных руководителей я много выступала на конференциях, участвовала в международных экспедициях и была соавтором научных публикаций. И мне все больше и больше хотелось узнать, как программы обучения реализуются в иностранных университетах. Решение учиться за рубежом я приняла вместе с подругой, которая так же, как и я, разделяла мое желание выяснить, как строится работа в зарубежных вузах. Мы решили подавать документы вдвоем. При выборе университета ориентировались на рейтинг: специальность у нас очень узкая, список вузов довольно небольшой. ЕТН занимал первую строчку рейтинга, туда мы и решили поступать в магистратуру.

В итоге в МГУ я училась на географическом факультете, кафедре картографии и геоинформатики, в ЕТН на факультете геоматики и планирования (Geomatic Engineering and Planning).

— В чем отличия структуры магистерских учебных программ в обоих вузах?
— Магистратуру МГУ на географическом факультете можно отнести к классической системе образования: в зависимости от кафедры есть определенный список лекций, который студент обязан прослушать. Единственное, что отличает географический факультет, как и любой полевой, – обязательные летние практики, в магистратуре они носят педагогический характер. Я преподавала у студентов первого курса Почвенного факультета МГУ практический курс по геодезии.

В ETH, как и во многих зарубежных вузах, каждый курс имеет определенное количество кредитов (принцип весов): чем сложнее курс, тем выше у него будет кредит. На факультете геоматики и планирования для окончания магистратуры студенту необходимо набрать 90 кредитов (в среднем 3-5 кредитов за курс). Студенту предлагаются так называемые направления, из которых студент выбирает два в качестве основных (major) и один дополнительный (minor). В рамках основных и дополнительных курсов есть обязательные лекции для прослушивания и есть курсы на выбор. На любом факультете ЕТН есть условие, что как минимум два кредита студент должен набрать с курсов не своего факультета. Так как бакалавриат я заканчивала не в ЕТН, после пересчета всех моих прослушанных лекций в МГУ, ЕТН выставил мне условие: нужно было закрыть 120 кредитов из их бакалаврской программы дополнительно, чтобы «уравновесить» дипломы.

Важным отличием зарубежной магистратуры от российской является тот факт, что магистерская работа пишется на протяжении двух лет обучения. У многих выпускников магистерская работа становится частью их кандидатской работы.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее про тесты и экзамены в обоих вузах.
— В МГУ все экзамены были устными, не ограничивались по времени, сдавались по билетной системе. В ЕТН мой факультет, наверное, один из немногих, где так же практикуются устные экзамены, проводятся они, однако, не так как в России. Каждый студент приходит к определенному времени, которое выделено специально для него и общается с преподавателем и его ассистентом в течение тридцати минут. В эти тридцать минут профессор может задать любой вопрос на любую тему и углубиться в суть проблемы, как считает нужным, а ассистент тем временем конспектирует весь процесс. В случае, если студент будет не согласен с оценкой, он может ее оспорить, и ему эти записи могут пригодиться. Результаты экзамена доступны в личном кабинете студента спустя одну-две недели после сдачи. Оценки в ЕТН выставляются от 0 до 6 с шагом в 0.25, где 6 – наивысший балл. Проходной балл – 4. То есть, студенты, сдавшие экзамен, например, на 3.75, его провалили. Провалить экзамен возможно только один раз – дается единственный шанс на пересдачу, более того, если несданный предмет относится к major, то студент автоматически отчисляется из университета. Данное условие относится и к предметам бакалавриата, которые были дополнительно запрошены на сдачу, даже при условии, что все 90 магистерских кредита уже закрыты. Это довольно жесткое правило, которое отличает ЕТН от других европейских вузов.

— Как обстояли дела с оснащенностью кампусов, доступом к литературе, оборудованию и др.?
— В данном контексте ЕТН от МГУ отличает тщательно продуманная оснащенность кампуса. Каждому факультету выделено определенное место, с огромным количеством классов, где студенты могут заниматься после лекций. Всем студентам дается неограниченный доступ к техническому оснащению. Комнаты с системой виртуальной реальности, мощные компьютеры, способные перерабатывать большой объем информации, 3D-принтеры, дроны, – это только малая доля того, что было предоставлено мне для реализации магистерской работы. ЕТН создает все условия для студента, чтобы ничего не ограничивало фантазию при реализации идеи. Наверное, такая свобода реализации не может не привлекать талантливых инженеров со всего мира, что позволяет ЕТН находится в списке топовых вузов планеты.

— Как строились отношения «преподаватель – студент»?
— Рассматривая МГУ, надо учитывать, что географический факультет – полевой. Это значит, что на летних практиках и в экспедициях вы с преподавателями очень тесно взаимодействуете: спите в соседних палатках, едите из одного котелка, подолгу находитесь в безлюдных краях. Так что, для меня преподаватель МГУ – друг и наставник, всячески направляющий на пути становления меня как специалиста. Мне посчастливилось иметь научных руководителей, которые до сих пор участвуют в моей жизни и радуются за каждый профессиональных успех.

В ЕТН тоже все зависит от факультета, но, в основном, преподаватель – это человек, отчужденный от студентов. У каждого есть ассистент, через которого ведется связь с преподавателем. Даже при написании магистерской работы такая дистанцированная система сохранялась. Но, конечно, некоторые преподаватели все же активно участвуют и помогают с написанием работы.

— А как выстраивались взаимоотношения между студентами?
— Отношения между студентами, на мой взгляд, в Швейцарии более холодные, чем в России. Швейцарцы четко разделяют учебу, личную жизнь, а также свободное время. По моим ощущениям, они чувствуют себя не очень комфортно, когда эти стороны жизни пересекаются.

Как иностранцу мне было довольно сложно найти друзей среди швейцарцев. Здесь любят говорить: швейцарцы – как кактус, надо несколько раз уколоться и тогда иголки отпадут.

— Какие сложности в языковом плане можно отметить?
— Язык – это, наверное, основной пункт, к которому до конца не подготовишься заранее. При переезде в Швейцарию я была уверена, что знания немецкого на уровне С1 (сертификат, на знание которого наш факультет тоже запрашивал) будет более чем достаточно. Однако все изменилось, как только я прошла паспортный контроль. Диалект, который разнится от кантона к кантону настолько отличается, что мне понадобился год, чтобы грамотно «распознавать» слова. Факультет мой был небольшим, преподаватели, в основном, были швейцарцами, и даже если лекция начиналась на «высоком немецком» (Hochdeutsch), то через несколько минут снова слышался диалект. На факультетах, где учится большое количество иностранных студентов, преподаватели за этим следят и стараются подбирать слова.

— Какие можно сделать выводы: что дало обучение в МГУ, а что в ETH?
— Обучение в МГУ дало мне ценные навыки – умение учиться, добиваться истины, превосходить свои собственные возможности. Выезжая на практику, в экспедицию, на конференцию, с каждым разом я все больше и больше осознавала, что являюсь частью научного мира. Благодаря полной вовлеченности в свое дело как студентов, так и преподавателей Географического факультета, учеба в МГУ дала мне колоссальную базу, которая способствовала всем последующим достижениям.

Окончание ЕТН дополнило те самые недостающие «технические» знания, и я смогла реализовать себя во многих непрофильных проектах. Диплом ЕТН признается во многих странах мира – мне открылись безграничные возможности применения моих знаний и навыков. И, безусловно, благодаря ЕТН был получен огромный опыт учебы, жизни и работы за границей.

Автор фото - Лёля Вильгельм
МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТА
ОБРАЗОВАНИЕ
В ШВЕЙЦАРИИ
специальный проект Forbes Education
12+
Контакты
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
IED (ISTITUTO EUROPEO DI DESIGN)
Istituto Europeo di Design — это международная сеть учебных заведений, имеющая 7 филиалов в Италии.

Сфера обучения и исследований IED лежит в областях дизайна, моды, визуальных искусств, коммуникациях и управлении креативными индустриями. Подход к образованию Learning by doing дает возможность попасть в ведущие дизайнерские студии и на промышленные предприятия.

Специальный департамент института IED Business Hub славится высоким уровнем трудоустройства студентов, благодаря тесному сотрудничеству с Milan Salone del Mobile и Milan Fashion Week.

Преподаватели Института — успешные профессионалы из различных областей дизайна, архитектуры, моды, графических искусств. А выпускники IED известны во всем мире: Pierpaolo Piccioli — креативный директор Valentino, Maria Grazia Chiuri — креативный директор DIOR.
CAMBRIDGE SCHOOL OF VISUAL & PERFORMING ARTS (CSVPA)
CSVPA является лидером по подготовке студентов на программах в области моды и дизайна, а также музыкантов, вокалистов, актеров театра и кино.

Программы высшего образования аккредитованы Falmouth University, который занимает первое место как лучший университет творческих искусств в Великобритании. Также часть программ проводятся при сотрудничестве с University of the Arts London.

CSVPA по праву гордится тем, что после окончания обучения их выпускники работают во всемирно известных домах мод и создают свои торговые марки.

Все занятия ведутся всемирно известными дизайнерами, художниками, музыкантами и актерами, что даёт студентам уникальную возможность прикоснуться к их опыту, знанию и талантам. Для студентов любого уровня школа предоставляет гарантированное участие в Graduate Fashion Week в Лондоне.
NORWICH UNIVERSITY OF THE ARTS
Norwich University of the Arts — один из лучших британских университетов, специализирующийся на искусстве, дизайне и медиа.

Весь преподавательский состав NUA — это известные художники, дизайнеры и исследователи, которые делятся своими знаниями и опытом работы как над коммерческими, так и творческими проектами. У студентов есть возможность посещать семинары и специально приглашенных лекторов — всемирно известных фотографов, голливудских режиссеров, креативных директоров агентств и дизайнеров.

Выпускники NUA работают в художественных организациях, музеях, галереях, известных дизайнерских домах, рекламных агентствах, студиях разработки компьютерных игр, кино- и медиакомпаниях по всему миру. Среди них — номинанты на «Оскар», победители BAFTA и признанные профессионалы в различных креативных сферах.
KWANTLEN POLYTECHNIC UNIVERSITY (KPU)
KPU является единственным Политехническим Университетом на территории западной Канады и насчитывает более 25,000 студентов.

Университет состоит из 5 кампусов, расположенных по всему Ванкуверу. Иностранным студентам здесь предлагается более 140 учебных программ, начиная от курсов английского языка и заканчивая постдипломным образованием и курсам повышения квалификации.

Нельзя не отметить, Wilson School of Design, которая является лучшей школой дизайна по версии журнала Business of Fashion.

Отличительной особенностью университета является практико-ориентированное обучение. Также университет предоставляет студентам возможность пройти оплачиваемые стажировки, а уровень трудоустройства выпускников по специальности составляет 90% в течение 6 месяцев после окончания программы.
JEFFERSON UNIVERSITY
Jefferson University — университет, расположенный в Филадельфии (штат Пенсильвания). Вуз ориентирован на предоставление студентам профессионального образования в области текстиля, дизайна, архитектуры, бизнеса, моды, инженерии, медицины и здравоохранения. Всего на выбор предлагается более 160 различных программ бакалавриата и магистратуры.

Благодаря обширным отраслевым партнерствам и связям Jefferson, студенты имеют возможность пройти стажировки и получить профессиональный опыт во время обучения.

Программа текстильного дизайна в Jefferson — это сочетание искусства, эстетики и технических возможностей. Практические занятия проходят в общей студии с широким выбором оборудования и материалов, что создает творческую атмосферу и помогает студентам обмениваться идеями.
UNIVERSITY OF WESTMINSTER
University of Westminster состоит из 4 кампусов, расположенных в Лондоне. В кампусе Harrow находятся школа искусств и школа средств массовой информации и коммуникаций, студенты которых получают доступ к лучшим в Европе образовательным музыкальным, телевизионным, киностудиям и компьютерным технологиям.

Отделение моды университета входит в десятку лучших школ моды в мире по версии журнала Fashionista (2018). Университет гордится тем, что практически 100% выпускников трудоустраиваются в течение 6 месяцев. Также вуз занимает 17-е место по медиа и кинематографии и 15-е место по кинопроизводству и фотографии (Guardian University Guide 2019).

Среди известных выпускников можно выделить дизайнера Вивьен Вествуд, а также Роджера Уотерса и Сида Баррета, создателей музыкальной рок-группы Pink Floyd.
ISTITUTO MARANGONI
Istituto Marangoni основан в Милане в 1935 году и уже многие годы является признанным лидером в сфере высшего образования творческим специальностям: мода, дизайн и искусство.

Именно Istituto Marangoni стоял у истоков сегмента прет-а-порте. Уже более восьми десятилетий вуз является активным участником мира итальянской мода, находит молодые таланты, дает им блестящее образование и наблюдает, как они добиваются огромного успеха.

Среди известных выпускников можно выделить дизайнеров Доменико Дольче, сооснователя бренда Dolce & Gabbana, а также Франко Москино, создателя бренда Moschino.

Istituto Marangoni расширил свою сеть, открыв новые школы во Флоренции, Париже, Лондоне, Мумбаи, Шанхае, Шэньчжэне и Майами, сумев сохранить верность своей самобытности, подходам и методам обучения.

Ежегодно вуз принимает более 4000 студентов из более чем 100 разных стран.
EDUCATION USA RUSSIA
EducationUSA Russia — официальный источник информации о высшем образовании в США.

Мы помогаем школьникам, студентам, родителям, профессионалам детально разобраться в особенностях системы высшего образования США и выработать успешную стратегию поступления в американский колледж или университет.
SAVANNAH COLLEGE OF ART AND DESIGN (SCAD)
Savannah College of Art and Design (SCAD) имеет два кампуса в США (Атланта и Саванна) и кампус во Франции (Лакост).

На выбор студентам предлагается свыше 100 программ, в том числе архитектура, анимация, мода, кино, графический дизайн и многие другие. Независимо от выбранной специальности, студенты имеют возможность пользоваться современным оборудованием, учиться у лидеров отрасли.

После окончания обучения 99% выпускников устраиваются на работу в течение первых десяти месяцев после окончания вуза и впоследствии работают на руководящих должностях в таких компаниях, как Apple, Facebook, DreamWorks, CNN, Johnson & Johnson, Disney, Pixar, Samsung и многих других.

SCAD ценит инновации и предоставляет студентам отличные ресурсы и технологии, а также непосредственный опыт работы в творческой индустрии.
UNIVERSITY OF ILLINOIS AT CHICAGO (UIC)
University of Illinois at Chicago (UIC) признан одним из ведущих исследовательских университетов США и входит в топ-15 лучших государственных вузов согласно рейтингу QS World University Rankings 2021 года.

UIC – одно из лучших мест для изучения архитектуры и дизайна, а инновационная учебная программа, превосходный преподавательский состав, а также выгодное расположение университета позволяют студентам проходить практику во время обучения, ведь в Чикаго расположены более 30 корпораций из Fortune 500.

Многие студенты UIC получают национальное и международное признание, включая премии Фулбрайта и Трумэна, а также награду Гейтса Кембриджа. Более 300 ведущих компаний, таких как Deloitte, Google и PricewaterhouseCoopers (PwC), осуществляют набор сотрудников среди выпускников университета.