ЕКАТЕРИНА СВИХНУШИНА
аспирантка факультета компьютерных наук EPFL
Аспирантура в EPFL
Личный опыт

Когда я училась в магистратуре в Москве, поняла, что хотела бы, чтобы моя будущая деятельность включала в себя значительную исследовательскую компоненту. Помимо этого, мне было интересно получить опыт работы или учебы за границей. Аспирантура в зарубежном университете казалась отличным вариантом, который позволял научиться решать исследовательские задачи. Вуз я выбирала по нескольким критериям. Во-первых, для меня было важно, чтобы он котировался в мировых рейтингах. Кроме того, немалую роль играли различные бытовые факторы: финансирование моей аспирантской деятельности и возможность легко долететь в Россию.

EPFL удовлетворял всем критериям. Когда мы с моим молодым человеком (теперь уже мужем) узнали, что и его, и меня принимают в аспирантуру EPFL, никаких сомнений в выборе вуза не осталось. Я не знала никого из профессорско-преподавательского состава EPFL до зачисления, а также планировала сменить область деятельности по сравнению со своей специализацией в магистратуре. Соответственно, для меня первым приоритетом было найти себе руководителя и быстро погрузиться в новую тему. И то, и другое удалось реализовать.
Совет:
Я бы посоветовала тем, кому интересно обучение в магистратуре или аспирантуре EPFL, попасть сюда на летнюю стажировку за год-два до основной программы. В свое время, я даже не знала о таких возможностях, а оказывается многие факультеты EPFL организуют подобные стажировки, причем оплачиваемые. Это поможет узнать страну и понять, насколько вам тут комфортно. Что еще более важно: вы сможете познакомиться со многими людьми в EPFL и, скорее всего, понять, в какой лаборатории вам бы хотелось продолжать свою работу в будущем. Поступить в магистратуру или аспирантуру можно и без этого опыта, но он точно будет плюсом.
Поступление в аспирантуру EPFL
Процесс поступления немного разнится от факультета к факультету, но первый этап для всех одинаковый: подача заявки через общую форму на сайте докторской школы (это надстройка над всеми аспирантскими программами EPFL).

Нужно загрузить достаточно стандартный набор документов:
  • документ, удостоверяющий личность,
  • дипломы о высшем образовании с оценками,
  • результаты международных экзаменов как минимум по английскому языку и, может, еще какие-то, в зависимости от требований (например GRE – Graduate Record Examination),
  • резюме,
  • мотивационное письмо,
  • указать контакты трех человек, которые предоставят рекомендательные письма – обычно это преподаватели или наставники с предыдущих этапов обучения или работы.
Данная заявка рассматривается комиссией докторской школы, которая либо рекомендует, либо не рекомендует кандидата к зачислению.

Далее начинаются различия. На факультете компьютерных наук (Computer Science) набор осуществляется в две волны. Если вас принимают в первую волну, то все заканчивается на одобрении комиссией. Таким кандидатам факультет обязуется выплачивать зарплату в течение первого года, благодаря чему им не нужно с самого начала оформляться сотрудником в конкретную лабораторию к конкретному профессору (обычно, зарплату аспирантам платит лаборатория, в которой они работают).

Тем, кого одобрили во вторую волну отбора на факультет компьютерных наук, и всем, кто поступает на другие факультеты, для начала своей аспирантской деятельности нужно сначала найти лабораторию, куда их готовы принять. На этом шаге профессора могу назначать дополнительные собеседования. Я поступила в первую волну, а вот мой муж, который подавался на другое направление, проходил несколько интервью с интересовавшими его профессорами.
Совет:
Начинать готовиться к поступлению нужно заранее, хотя бы за год.
По моему опыту, лучше как можно раньше узнать, какие документы и экзамены будут необходимы для поступления. Некоторые тесты, особенно по иностранному языку, требуют времени для подготовки. Даже если вы владеете языком на высоком уровне, нужно, как минимум, «натаскаться» на формат. Кроме того, очень важно заранее определить своих рекомендателей и получить их согласие на предоставление вам рекомендательных писем. Существуют строгие требования к срокам подачи и формату этих писем, – задача кандидата убедиться, что его или ее рекомендатели их соблюдают.
Обучение в аспирантуре
Аспирантура – это комбинация обучения и работы. Как у аспирантов, у нас есть формальное требование взять некоторое количество курсов за время программы, но оно гораздо меньше, чем у магистрантов, например. Основной упор делается на исследовательскую деятельность в лаборатории. Все аспиранты оформлены как научные сотрудники и получают зарплату.

С точки зрения обучения, процесс сильно отличается от того, что сейчас практикуется в большинстве российских вузов. Во-первых, тут нет фиксированного списка курсов для всего потока: студенты могут сами выбирать наиболее актуальные курсы в зависимости от их программы и интересов. Еще одна вещь, которая меня сильно удивила, – отсутствие семинаров в том виде, как они проходили, например, на Физтехе (когда преподаватель объясняет группе, как решать задачи, применяя теорию, введенную на лекции). В EPFL аналогом семинаров являются "практические занятия" (exercise sessions), но на них преподаватели ничего не объясняют всему классу. Студенты сами сидят и пытаются решить задачи из домашнего задания, и, если что-то не получается, могут лично задать вопросы преподавателю либо его помощникам. Кстати, помощниками преподавателя обычно являются как раз аспиранты, что тоже весьма необычно, если сравнивать с системой образования в России.

В целом, мне нравится, как устроен процесс в EPFL. На мой взгляд, он помогает студентам более осмысленно подходить к вопросу обучения и формулировать цели на будущее, поскольку требует инициативы для составления своей учебной программы.

Но есть и минусы, конечно. Например, для меня было удивительно, что здесь у студентов в сессию может быть три дня экзаменов подряд или, еще хуже, два экзамена в день – один утром, другой вечером. Таковы издержки гибкой системы выбора курсов. Эта особенность сильно влияет на то, как лучше организовать время в течение семестра. Кстати, в EPFL нет пересдач. Если не сдал курс на проходной балл, то единственная возможность изменить результат – взять этот же курс через год. При этом незачет не препятствует продолжению обучения в следующем семестре. Это тоже совсем не то, к чему мы привыкли в России.

Работа в аспирантуре
В России я слышала от многих аспирантов, что им приходится совмещать свою исследовательскую деятельность с работой в компаниях, и зачастую эта работа никак не связанна с темой их диссертации. Безусловный плюс аспирантуры в Швейцарии заключается в том, что лаборатории выплачивают зарплату, которой вполне хватает для комфортного проживания.

Моя деятельность как аспиранта состоит из двух компонент, обе из которых прописаны в рабочем контракте: научная работа и преподавательская деятельность.

Научная компонента, думаю, не сильно отличается от той, что принята в российской системе образования. Я работаю над некоторой проблемой, провожу исследования и эксперименты, чтобы в ней разобраться, публикую результаты в журналах, анонсирую на конференциях. Конечно, немаловажную роль играет научный руководитель: каждый имеет свой стиль работы и общения, – многое зависит от того, насколько ваши стили друг другу подходят. Я считаю, мне очень повезло в этом плане, поскольку моя руководитель очень внимательна к своим студентам.

Преподавательская деятельность (teaching assistantship) – была для меня чем-то менее привычным. Как я говорила выше, аспиранты помогают преподавателям вести курсы (выступают в роли TA'ев = teaching assistant). Обязанности могут варьироваться от помощи студентам во время выполнения упражнений, до составления домашних заданий и проверки экзаменов. Кого-то это тяготит, так как иногда на преподавание может уходить слишком много времени, особенно, если нужно готовить и проверять задания. Но для меня это в целом очень интересный опыт, причем не только в практическом, но и в психологическом и социальном плане. Часто приходится обсуждать и согласовывать различные вопросы с другими аспирантами, общаться со студентами, давать им комментарии по их работам так, чтобы они поняли ошибки, но при этом сохранили мотивацию. Начинаешь по-другому воспринимать профессию учителя. Дополнительно, аспиранты зачастую курируют студенческие проекты (студенты могут брать их вместо курсов). Обычно мы сами предлагаем такие проекты от лица лаборатории. Таким образом, студенты могут получить опыт исследовательской или инженерной работы над реальным проектом, а мы – помощь в решении насущных научных вопросов. Это тоже очень полезный опыт, который позволяет попробовать себя в роли руководителя.

В целом, я очень довольна своим процессом обучения и работы в аспирантуре EPFL. Особенно мне нравится гармония всего, чем я занимаюсь. Курсы, которые я проходила за время аспирантуры, полезны мне для научной деятельности. Курсы, которые я помогаю преподавать, мне интересны и помогают расширять и углублять мои собственные знания по предметам. Проекты, которые я предлагаю студентам, дополняют и подкрепляют результаты моих собственных исследований.
МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТА
ОБРАЗОВАНИЕ
В ШВЕЙЦАРИИ
специальный проект Forbes Education
Контакты
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
IED (ISTITUTO EUROPEO DI DESIGN)
Istituto Europeo di Design — это международная сеть учебных заведений, имеющая 7 филиалов в Италии.

Сфера обучения и исследований IED лежит в областях дизайна, моды, визуальных искусств, коммуникациях и управлении креативными индустриями. Подход к образованию Learning by doing дает возможность попасть в ведущие дизайнерские студии и на промышленные предприятия.

Специальный департамент института IED Business Hub славится высоким уровнем трудоустройства студентов, благодаря тесному сотрудничеству с Milan Salone del Mobile и Milan Fashion Week.

Преподаватели Института — успешные профессионалы из различных областей дизайна, архитектуры, моды, графических искусств. А выпускники IED известны во всем мире: Pierpaolo Piccioli — креативный директор Valentino, Maria Grazia Chiuri — креативный директор DIOR.
CAMBRIDGE SCHOOL OF VISUAL & PERFORMING ARTS (CSVPA)
CSVPA является лидером по подготовке студентов на программах в области моды и дизайна, а также музыкантов, вокалистов, актеров театра и кино.

Программы высшего образования аккредитованы Falmouth University, который занимает первое место как лучший университет творческих искусств в Великобритании. Также часть программ проводятся при сотрудничестве с University of the Arts London.

CSVPA по праву гордится тем, что после окончания обучения их выпускники работают во всемирно известных домах мод и создают свои торговые марки.

Все занятия ведутся всемирно известными дизайнерами, художниками, музыкантами и актерами, что даёт студентам уникальную возможность прикоснуться к их опыту, знанию и талантам. Для студентов любого уровня школа предоставляет гарантированное участие в Graduate Fashion Week в Лондоне.
NORWICH UNIVERSITY OF THE ARTS
Norwich University of the Arts — один из лучших британских университетов, специализирующийся на искусстве, дизайне и медиа.

Весь преподавательский состав NUA — это известные художники, дизайнеры и исследователи, которые делятся своими знаниями и опытом работы как над коммерческими, так и творческими проектами. У студентов есть возможность посещать семинары и специально приглашенных лекторов — всемирно известных фотографов, голливудских режиссеров, креативных директоров агентств и дизайнеров.

Выпускники NUA работают в художественных организациях, музеях, галереях, известных дизайнерских домах, рекламных агентствах, студиях разработки компьютерных игр, кино- и медиакомпаниях по всему миру. Среди них — номинанты на «Оскар», победители BAFTA и признанные профессионалы в различных креативных сферах.
KWANTLEN POLYTECHNIC UNIVERSITY (KPU)
KPU является единственным Политехническим Университетом на территории западной Канады и насчитывает более 25,000 студентов.

Университет состоит из 5 кампусов, расположенных по всему Ванкуверу. Иностранным студентам здесь предлагается более 140 учебных программ, начиная от курсов английского языка и заканчивая постдипломным образованием и курсам повышения квалификации.

Нельзя не отметить, Wilson School of Design, которая является лучшей школой дизайна по версии журнала Business of Fashion.

Отличительной особенностью университета является практико-ориентированное обучение. Также университет предоставляет студентам возможность пройти оплачиваемые стажировки, а уровень трудоустройства выпускников по специальности составляет 90% в течение 6 месяцев после окончания программы.
JEFFERSON UNIVERSITY
Jefferson University — университет, расположенный в Филадельфии (штат Пенсильвания). Вуз ориентирован на предоставление студентам профессионального образования в области текстиля, дизайна, архитектуры, бизнеса, моды, инженерии, медицины и здравоохранения. Всего на выбор предлагается более 160 различных программ бакалавриата и магистратуры.

Благодаря обширным отраслевым партнерствам и связям Jefferson, студенты имеют возможность пройти стажировки и получить профессиональный опыт во время обучения.

Программа текстильного дизайна в Jefferson — это сочетание искусства, эстетики и технических возможностей. Практические занятия проходят в общей студии с широким выбором оборудования и материалов, что создает творческую атмосферу и помогает студентам обмениваться идеями.
UNIVERSITY OF WESTMINSTER
University of Westminster состоит из 4 кампусов, расположенных в Лондоне. В кампусе Harrow находятся школа искусств и школа средств массовой информации и коммуникаций, студенты которых получают доступ к лучшим в Европе образовательным музыкальным, телевизионным, киностудиям и компьютерным технологиям.

Отделение моды университета входит в десятку лучших школ моды в мире по версии журнала Fashionista (2018). Университет гордится тем, что практически 100% выпускников трудоустраиваются в течение 6 месяцев. Также вуз занимает 17-е место по медиа и кинематографии и 15-е место по кинопроизводству и фотографии (Guardian University Guide 2019).

Среди известных выпускников можно выделить дизайнера Вивьен Вествуд, а также Роджера Уотерса и Сида Баррета, создателей музыкальной рок-группы Pink Floyd.
ISTITUTO MARANGONI
Istituto Marangoni основан в Милане в 1935 году и уже многие годы является признанным лидером в сфере высшего образования творческим специальностям: мода, дизайн и искусство.

Именно Istituto Marangoni стоял у истоков сегмента прет-а-порте. Уже более восьми десятилетий вуз является активным участником мира итальянской мода, находит молодые таланты, дает им блестящее образование и наблюдает, как они добиваются огромного успеха.

Среди известных выпускников можно выделить дизайнеров Доменико Дольче, сооснователя бренда Dolce & Gabbana, а также Франко Москино, создателя бренда Moschino.

Istituto Marangoni расширил свою сеть, открыв новые школы во Флоренции, Париже, Лондоне, Мумбаи, Шанхае, Шэньчжэне и Майами, сумев сохранить верность своей самобытности, подходам и методам обучения.

Ежегодно вуз принимает более 4000 студентов из более чем 100 разных стран.
EDUCATION USA RUSSIA
EducationUSA Russia — официальный источник информации о высшем образовании в США.

Мы помогаем школьникам, студентам, родителям, профессионалам детально разобраться в особенностях системы высшего образования США и выработать успешную стратегию поступления в американский колледж или университет.
SAVANNAH COLLEGE OF ART AND DESIGN (SCAD)
Savannah College of Art and Design (SCAD) имеет два кампуса в США (Атланта и Саванна) и кампус во Франции (Лакост).

На выбор студентам предлагается свыше 100 программ, в том числе архитектура, анимация, мода, кино, графический дизайн и многие другие. Независимо от выбранной специальности, студенты имеют возможность пользоваться современным оборудованием, учиться у лидеров отрасли.

После окончания обучения 99% выпускников устраиваются на работу в течение первых десяти месяцев после окончания вуза и впоследствии работают на руководящих должностях в таких компаниях, как Apple, Facebook, DreamWorks, CNN, Johnson & Johnson, Disney, Pixar, Samsung и многих других.

SCAD ценит инновации и предоставляет студентам отличные ресурсы и технологии, а также непосредственный опыт работы в творческой индустрии.
UNIVERSITY OF ILLINOIS AT CHICAGO (UIC)
University of Illinois at Chicago (UIC) признан одним из ведущих исследовательских университетов США и входит в топ-15 лучших государственных вузов согласно рейтингу QS World University Rankings 2021 года.

UIC – одно из лучших мест для изучения архитектуры и дизайна, а инновационная учебная программа, превосходный преподавательский состав, а также выгодное расположение университета позволяют студентам проходить практику во время обучения, ведь в Чикаго расположены более 30 корпораций из Fortune 500.

Многие студенты UIC получают национальное и международное признание, включая премии Фулбрайта и Трумэна, а также награду Гейтса Кембриджа. Более 300 ведущих компаний, таких как Deloitte, Google и PricewaterhouseCoopers (PwC), осуществляют набор сотрудников среди выпускников университета.