За успехом финской системы образования стоят сильные учителя
В Финляндии учителя имеют высшее образование (уровень магистра). Это квалифицированные, мотивированные и профессионально самостоятельные специалисты. Им рекомендуется разрабатывать и тестировать нестандартные методы и образовательную среду. Из-за высокого уровня образования учителей в школах не используются стандартизированные тесты, а обучение фокусируется на построении мотивирующего классного пространства и на усвоении материала. Школы не имеют рейтингов, систем проверки школ также не существует.
В Финляндии учителям предоставляют свободу самостоятельно выстраивать процесс обучения и выбирать методы преподавания. По мнению учителя шестого класса школы "Растаала" Анны Аарнио, переход от традиционных лекций, когда учитель стоит перед классом и что-то рассказывает, в сторону наставничества «крайне трудоемок, но одновременно очень полезен и важен». Аарнио признает, что традиционное обучение тоже имеет свое право на существование, но в учебном процессе она в все большей мере применяет обучение проектного типа. В обучении проектного типа основная роль учителя заключается в планировании содержания, целей и критериев оценки работы. Его задача - подготовить учеников и провести их через весь рабочий процесс. Четкие инструкции, данные ученикам до начала выполнения задания и критерии оценки результата помогают сделать учебный процесс успешным. В ходе работы растут самостоятельность и самопознание учеников. В классе Аарнио ученики могут сами выбирать темы, которые они будут изучать в рамках своих проектов. Часто ученики также сами решают, хотят ли они выполнять проект в одиночку или в группе. Аарнио считает, что передача ответственности ученикам значительно повышает их мотивацию к учебе.
Ректор Финской школы в Москве Илкка Линдберг также обращает внимание на то, что в его работе важным аспектом является многокультурность финского общества. Финское общество – толерантное, а сегодня еще и мультикультурное, поэтому учителям при общении с учениками не следует зацикливаться на одной единственной идеологии или одной правде. Учителя по-прежнему остаются важными образцами для подражания, а их слова и мнение имеют вес. Линдберг стремится учитывать в обучении потребности всех учеников. «По-моему, задача учителя - строить мосты, а не сжигать их», - говорит Линдберг.
По мнению Аарнио, от финского учителя требуют постоянного самообновления и саморазвития. В будущем Аарнио хотела бы больше применять знания и навыки учеников в планировании обучения. Например, на уроках физкультуры ученики Аарнио сами участвуют и в подобном планировании. Весной ученики выступали в качестве инструкторов разных физкультурных блоков (например, в играх с мячом или ракетками). Ученики, разбившись на небольшие группы, самостоятельно спланировали и провели урок физкультуры для всего класса. По словам Аарнио, за счет участия в этом процессе навыки учеников по ведению переговоров и командный дух в классе повысились. Такой формат Аарнио планирует развивать и в дальнейшем!
И Линдберг, и Аарнио подчеркивают изменение роли учителя. Учитель – уже не просто дает информацию, он в большей степени ментор, задача которого - направлять учеников на поиск своих сильных сторон.