Обучение, ориентированное на ученика

На примере финской системы образования

АВТОР:
Сари Эрикссон
Forbes Education Contributor
Советник по высшему образованию и науке посольства Финляндии в Российской Федерации

Финляндия часто занимает ведущие позиции в различных рейтингах по показателям безопасности, уровня жизни и уровня образования. Многие международные исследования признают финскую систему базового образования лучшей в мире. Согласно исследованиям, проводимым в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), Финляндия в течение последних десяти лет также показывает очень хорошие результаты, а финские школьники находятся в топах международных рейтингов. Финляндия – одна из редких стран, где высокий уровень успеваемости учащихся сочетается с удовлетворенностью жизнью (PISA 2018). Финские школьники чувствуют себя более комфортно и учатся более эффективно по сравнению с другими европейскими детьми.

Единые для всех возможности для обучения и получения высококачественного образования – один из основных принципов финской образовательной системы. В Финляндии считается, что образовательная среда должна мотивировать к инновациям, создавать пространство для творчества и давать каждому возможность «блистать». Качественное и равноправное образование в Финляндии способствует устойчивому экономическому росту и благополучию страны.


Через игру к высокому уровню знаний - в Финляндии увеличивается срок обязательного образования

В международных дискуссиях и исследованиях все больше подчеркивается значение дошкольного образования для развития ребенка и его дальнейшего обучения. Финская система образования также начинается с дошкольного образования. В Финляндии более 80% детей в возрасте от 3 до 5 лет получает дошкольное образование (ОЭСР).

Способы организации дошкольного образования сильно отличаются в разных странах. В сфере дошкольного образования можно выделить по крайней мере две разные модели - модель школьного типа и используемая в Северных странах модель EduCare. Например, во Франции уже в трехлетнем возрасте вся возрастная группа получает дошкольное образование школьного типа (école maternelle). В этой модели центральное место занимает усвоение ранних академических навыков и знаний. В модели EduCare дошкольное образование объединяет обучение, воспитание и уход в единую рассчитанную на полный день концепцию, в которой обучение невозможно отделить от ухода за ребенком.

В этой модели вместо академических навыков центральное место занимают игры и взаимодействие. Считается, что это создает положительный настрой во время учебного процесса. Идея заключается в стремлении к тому, чтобы ребенок «загорелся учебой» уже на стадии дошкольного образования и поддержании этого настроя на всех следующих уровнях образования. Дошкольное образование, базирующееся на игре, создает основу для усвоения когнитивных, социальных, языковых и математических навыков. Когда игры раннего детства позади, ученики проходят через нулевой класс, после которого начинают получать обязательное 12-летнее базовое образование.

В Финляндии считается, что из-за повышенных требований к квалификации, трудоустройство сегодня требует, как минимум, окончания учебного заведения второй ступени (гимназии или профессионального учебного заведения). С 2021 года обязательное образование вместо 9-летнего стало 12-летним - до 18 лет. Целью расширения обязательного образования является повышение уровня обучения и квалификации на всех уровнях, сокращение различий усвоения, а также повышение равенства в области образования.


За успехом финской системы образования стоят сильные учителя

В Финляндии учителя имеют высшее образование (уровень магистра). Это квалифицированные, мотивированные и профессионально самостоятельные специалисты. Им рекомендуется разрабатывать и тестировать нестандартные методы и образовательную среду. Из-за высокого уровня образования учителей в школах не используются стандартизированные тесты, а обучение фокусируется на построении мотивирующего классного пространства и на усвоении материала. Школы не имеют рейтингов, систем проверки школ также не существует.

В Финляндии учителям предоставляют свободу самостоятельно выстраивать процесс обучения и выбирать методы преподавания. По мнению учителя шестого класса школы "Растаала" Анны Аарнио, переход от традиционных лекций, когда учитель стоит перед классом и что-то рассказывает, в сторону наставничества «крайне трудоемок, но одновременно очень полезен и важен». Аарнио признает, что традиционное обучение тоже имеет свое право на существование, но в учебном процессе она в все большей мере применяет обучение проектного типа. В обучении проектного типа основная роль учителя заключается в планировании содержания, целей и критериев оценки работы. Его задача - подготовить учеников и провести их через весь рабочий процесс. Четкие инструкции, данные ученикам до начала выполнения задания и критерии оценки результата помогают сделать учебный процесс успешным. В ходе работы растут самостоятельность и самопознание учеников. В классе Аарнио ученики могут сами выбирать темы, которые они будут изучать в рамках своих проектов. Часто ученики также сами решают, хотят ли они выполнять проект в одиночку или в группе. Аарнио считает, что передача ответственности ученикам значительно повышает их мотивацию к учебе.

Ректор Финской школы в Москве Илкка Линдберг также обращает внимание на то, что в его работе важным аспектом является многокультурность финского общества. Финское общество – толерантное, а сегодня еще и мультикультурное, поэтому учителям при общении с учениками не следует зацикливаться на одной единственной идеологии или одной правде. Учителя по-прежнему остаются важными образцами для подражания, а их слова и мнение имеют вес. Линдберг стремится учитывать в обучении потребности всех учеников. «По-моему, задача учителя - строить мосты, а не сжигать их», - говорит Линдберг.

По мнению Аарнио, от финского учителя требуют постоянного самообновления и саморазвития. В будущем Аарнио хотела бы больше применять знания и навыки учеников в планировании обучения. Например, на уроках физкультуры ученики Аарнио сами участвуют и в подобном планировании. Весной ученики выступали в качестве инструкторов разных физкультурных блоков (например, в играх с мячом или ракетками). Ученики, разбившись на небольшие группы, самостоятельно спланировали и провели урок физкультуры для всего класса. По словам Аарнио, за счет участия в этом процессе навыки учеников по ведению переговоров и командный дух в классе повысились. Такой формат Аарнио планирует развивать и в дальнейшем!

И Линдберг, и Аарнио подчеркивают изменение роли учителя. Учитель – уже не просто дает информацию, он в большей степени ментор, задача которого - направлять учеников на поиск своих сильных сторон.


Креативность преподавания исходит из образовательной среды

Новая образовательная среда и цифровая педагогика становятся все более важными составляющими обучения. Современный учебный процесс проходит не только в аудитории, а цифровая среда активно используется как часть преподавания. В Финляндии цифровые образовательные технологии являются еще одним вспомогательным инструментом в работе учителя.

В магистратуре Хельсинкского университета Аарнио специализировалась на цифровой педагогике, но, несмотря на это, она относится к цифровым образовательным средам осторожно. «Цифровая образовательная среда – это один инструмент среди других. Цифровизация сама по себе не представляет ценности - ценно то, как она применяется в учебном процессе».

Весной 2020 года все школы Финляндии в условиях пандемии коронавируса были переведены на удаленный режим. По данным международных исследований, финские школы справились с данной ситуацией достаточно хорошо. Хотя ученики Аарнио и знакомы с разными цифровыми образовательными инструментами, удаленное обучение было тяжелым испытанием для всех. Несмотря на то, что цифровизация делает возможной коммуникацию нового типа и предлагает средства для углубления обучения, цифровое пространство все-таки не заменяет социальные контакты.



8 июля / 2021
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ